Психология труда
Страница 5

Принцип специфичности предполагает учитывать особен­ности характера и форм различных видов деятельности, ко­торые обусловлены специфическими для каждой деятельно­сти условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами де­ятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.[7]

Методы изучения психологии труда

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

• для психологического анализа профдея­тельности;

• для проведения разнообразных прикладных исследова­ний (профотбора, профессиональной консультации, рацио­нализации труда и отдыха и т. д.);

• для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психоло­гии труда. Можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов:

группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной дея­тельности в естественных условиях,

и группу эксперимен­тальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод на­блюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных ме­тодов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разно­видностях: лабораторный и естественный (производствен­ный), а также метод тестов.

Неэкспериментальные методы

Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соот­ветствие нормативным целям.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, кото­рые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространен­ными среди них являются фотография рабочего дня, хроно­метраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т. п.

Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторя­емости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса.

Анализ продуктов трудовой деятельности: в качестве таковых могут выступать как материаль­ные, документально фиксированные продукты деятельности, так и функциональные (процессуальные) про­дукты деятельности.

Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблю­дения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту ду­мать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом тру­да.

Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше.

Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он начал разрабатываться в оте­чественной психологии труда в 20-е годы XX в. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследова­теля, умеющего и желающего описать профессиональный труд, и работника, его знающего.

Опросные методы традиционно представлены в двух фор­мах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опро­са (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в пси­хологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем.

Анкетирование предполагает получение ответов опраши­ваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой кон­такт с работниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9