Психология труда
Страница 6

Метод экспертных оценок предполагает опрос специа­листов о тех или иных элементах рабочей ситуации или лич­ности профессионала с целью построения ответственного зак­лючения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъек­том является один человек, и групповой.

Одной из разновидностей групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Он используется при описании профессионально важных качеств конкретного про­фессионала. Его сущность заключается в получении информа­ции о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные.

Метод критических инцидентов: сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высо­кую или низкую эффективность профессиональной деятель­ности.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности.

Экспериментальные методы

Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально соз­данной или естественной обстановке.

Лабораторный эксперимент представляет собой модели­рование ситуаций профессиональной деятельности в усло­виях лаборатории.

Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем мес­те (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Эксперимен­тальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников.

Тестовый метод используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиаг­ностике предлагается три основных подхода к изучению пси­хологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов: объективный, субъективный и проективный.

Объективный подход предполагает диагностику особен­ностей личности на основе результатов выполнения опре­деленных заданий и способа их выполнения.

Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании чело­веком своего поведения и личностных особенностей.

Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимо­действия субъекта с внешне нейтральным, безличным мате­риалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

Описание профессиональной деятельности является пер­вым и важнейшим этапом любого исследования в психоло­гии труда.

Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особеннос­тей взаимоотношения субъекта труда с компонентами дея­тельности (ее содержанием, средствами, условиями, органи­зацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии.

Основ­ным результатом профессиографии как метода является со­ставление профессиограммы — документального описания осо­бенностей профессии. Важная составная часть профессиог­раммы — психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.[8]

5. Разведите понятия «профессия» «специальность» «квалификация» «должность»

Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки п опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории, математики) может быть представлена в шести основных аспектах социальных отношений, шести ее основных компонентах: 1) область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности; 2) общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно-полезный характер; 3) подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции; 4) деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально; 5) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение; 6) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9