В первом параграфе второй главы представлена типология, состоящая из семи типов личности: эгофильный, генофильный, альтруистический, исследовательский, доминантный, либертофильный, дигнитофильный, а также их краткая характеристика. В результате проведенных исследований выяснилось, что в сознании студентов доминирующая роль принадлежит либертофильному и генофильному инстинкту, а в сознании школьников – также либертофильному, доминантному и исследовательскому. В бессознательной сфере у студентов психологического факультета наиболее ярко представлены генофильной и альтруистической инстинкты, а в бессознательном учеников 11-го класса господствующая роль принадлежит дигнитофильному, исследовательскому и доминантному инстинкту.
Возможные причины доминирования того или иного инстинкта приведены выше, во второй главе.
В заключении был сделан вывод, указывающий на связь сознания и бессознательного и значение бессознательного в исследуемом процессе: в процессе формирования навыка происходит переход управления деятельностью на бессознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
В завершении данной работы «Сознание и бессознательного в психике человека» позвольте кратко изложить основные выводу:
Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.
Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознательного на принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.
Значением выявления сознательного и бессознательного доминирующего инстинкта является его последующая реализация в жизненном плане, образе жизни, в отношении к себе и людям, в профессии, что приносит уверенность, удовлетворенность, комфорт и здоровье. Игнорирование этого факта или выбор пути вопреки доминирующему инстинкту приводит к дисгармоничности, дезадаптации, неудовлетворенности и болезни.
Особенности формирования навыка на основе переходящих друг в друга трех этапов, роль бессознательного в этом процессе необходимо учитывать при самообучении, обучении и контроле.
Образующие эту работу разделы, хотя и освещают разные стороны рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу и ориентированы на раскрытие различных сторон элементов сознания и бессознательного как целостной системы, тем не менее работа не претендует на исчерпывающий анализ темы. Высказанные в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению достаточно сложной и многогранной проблемы сознания и бессознательного.
Список литературы
1) В.М. Банщиков «Проблемы сознания. Материалы симпозиума» Москва, 1966.
2) Ф.Б. Бассик «Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических заболеваний», Философские науки, №3, 1990.
3) В.П. Зинченко «Миры сознания и структура сознания», вопросы психологии, №2, 1991.
4) А.Н. Леонтьев «Деятельность, сознание, личность», Москва, 1975, стр. 304.
5) Ф.Т. Михайлов «Сознание и самосознание», Философские науки, №6, 1990.
6) Р.С. Немов «Психология», книга 1, Москва, 2001.
7) И.П. Павлов «Проблемы сознания» (статья), Москва, 1966.
8) В.Ф. Петренко «Психосематика сознания», Москва, 1988.
9) А.В. Петровский «Введение в общую психологию», Москва, 1996.
10) С. Л. Рубенштейн «Бытие и сознание», Москва, 1957, стр. 256, 328.
11) С. Л. Рубенштейн «Принципы и пути развития психологии», Москва, 1959, стр. 354.
12) А. Г. Спиркин «Сознание и самосознание», Москва, 1972.
13) Л.Д. Столяренко «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 2002.
14) Н.И. Чуприкова «Психика и сознание как функция мозга», Москва, 1985.
15) А.Е. Щедрин «К проблеме сознания и бессознательного психического», Тбилиси, 1969-1973.
16) А.Е. Щедрин «Психика. Сознание. Бессознательное», Тбилиси, 1979.


