Направление сознательного поведения бессознательным фоном
Страница 3

В небольшой книге грузинского психолога А. Е. Шеррозии «Психика. Сознание. Бессознательное» он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что отправляясь только от этих категорий возможно решать принципиальные проблемы психологии.

В свою очередь М.В. Шенцев приводит нас к тому что сознание является фукцией памяти, и на множестве примеров показывает возможность анализа его содержания, а так же дает нам инструменты корректировки содержания сознания через воздействие на память.

Несмотря на множество публикаций, в истории психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. Точнее сказать с обеих сторон мы приблизились к решению проблемы, но проблема общих точек при столь полярных подходах до сих пор имеет место быть.

На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. Субъективность не дает массово использовать разработанные инструменты, и работа специалиста превращается в искусство, что резко контрастирует с поставленными перед психологией задачами. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных. Поэтому данное исследование проблемы в какой-то степени восполнит пробел в изучении сферы воздействия на сознательное восприятие подсознательных эффектов.

Цель и задачи исследования

Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Задачами являются:

1) Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека

2) Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении

3) В частности проводится исследование по выявлению доминирующих инстинктов, представленных в сознании и бессознательном человека;

4) Изучается процесс формирования двигательного навыка и переход его из сознательной в бессознательную среду.

Методы исследования

В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознательного были использованы такие методы, как: анализ литературы, наблюдение, беседа. В частности был использован вопросник доминирующего инстинкта, предложенный В. Горбузовым и ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта, которые предлагаются в приложении.

Практическая значимость

Результаты исследования по данной проблеме могут быть использованы воспитателями, педагогами, руководителями предприятий в их воспитательной, обучающей, организационной практической деятельности. Проявление бессознательных компонентов в поведении человека должно учитываться и может быть использовано при воздействии на человека, социальных взаимоотношениях в малой группе, коллективе и т.д. Используемые тесты помогают проследить переход сознательных структур человека в сферу бессознательного, что часто проявляется в деятельности, определить доминирующий инстинкт, представленный в сознании человека и в бессознательном, что выявляет определенную склонность к какому-либо поведению, устремления человека, его жизненные ценности.

Содержание данной работы может быть использовано для подготовки к проведению лекции, урока, выступления.

Глава I

Теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного

Сознание как высшая ступень развития психики

На сегодняшний день на вопрос «Что такое сознание?» – вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математического языка. Слишком сложен и своеобразен объект, анализ субъективности сознания ограничивает его исследование объективными методами. С другой стороны ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Я приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция памяти, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном субъективном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19