Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
Страница 10

4. Модель ситуации риска наркотизации подростков. Выделяют­ся пять доминирующих сфер, в которых может разворачиваться ситуация риска наркотизации для подростка.

1. Личностные факторы. Изучение связи между личностными факторами и употреблением наркотиков производилось путем срав­нения целого ряда личностных параметров у потребителей психо­активных веществ и подростков, их не употребляющих. В результа­те было выделено несколько наиболее значимых факторов: само­оценка, психологическая склонность к поиску ощущений, им­пульсивность, склонность к протестному поведению, конформ­ность, депрессия, тревога, слабый контроль эмоций, неустойчи­вость границ в межличностном общении (например, агрессия).

2. Процессы, происходящие в семье. В данном контексте наиболее значимыми являются: стиль родительского поведения (что разре­шается, что не позволяется и когда; какая система наказаний ис­пользуется; техники контроля и родительского мониторинга; се­мейная коммуникация, взаимодействие между родителями; осо­бенности поведения родителей в целом).

3. Социальное влияние сверстников. Исследуются влияния свер­стников на решения и выбор поведения подростка: оказывают ли сверстники социальную поддержку или подавляют личность; упот­ребляют ли они наркотики и алкоголь и как подросток к этому относится; какими ролевыми моделями являются сверстники для подростка.

4. Социальные и личностные навыки самоуправления. Определя­ются навыки саморегуляции и отказа от предложения употребить психоактивные вещества. Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки це­лей, принятия решения, групповой дискуссии, персональной и социальной компетентности, разрешения проблем).

5. Ожидания, связанные с алкоголем и наркотиками. Выявляются убеждения, касающиеся психоактивных веществ, их действия, исходов их употребления; когнитивные мотивации, связанные с проблемой, употреблять их или нет, когда, сколько раз, при ка­ких обстоятельствах или не употреблять никогда и т.д. В контексте данных исследований наиболее интересна концепция «когнитив­ных медиаторов», выдвинутая Л. Шеером и Ж. Ботвиным [Scheier L., Botvin G.J., 1999]. Авторы считают, что на пути социальных вли­яний, которые могут оказывать окружающие (родители, учителя, сверстники), встают так называемые «когнитивные медиаторы» — убеждения, суждения, полученные из опыта самого подростка; при­внесенные и усиленные убеждения семьи, являющиеся эффектом рекламы, и т.д. Таким образом «когнитивные медиаторы» могут играть как роль факторов риска, так и роль протективных факторов в зависимости от их качества и содержания. Важно то, что процесс социальных влияний управляем, что позволяет оптимистически относиться к грамотно построенным превентивным программам.

Еще одним немаловажным фактором риска является недооценивание пагубного влияния наркотиков на организм. Это своеобразные мифы, которыми часто руководствуются подростки.

Миф первый. «Я только попробую, это не страшно и не опас­но». Известно, что подросткам свойственно ощущать себя бессмерт­ными и бесстрашными. Этим они подчас и руководствуются, впервые приобщаясь к наркотикам.

Миф второй. «Я в любое время могу отказаться, я — не нарко­ман». Моральное состояние наркомана не содержит чувства вины, так как, по его убеждению, он не совершает преступления. Кроме того, даже если он уже не просто приобщился, а злоупот­ребляет наркотиками, то все равно не чувствует себя больным, он считает себя жертвой. В чем-то он, конечно, прав: нарко­ман — действительно жертва наркотизированной культуры, ук­лада жизни и пр. Жестокая обманчивость этого мифа в том, что в любое время он отказаться от наркотиков не сможет.

Миф третий. Человечество уже проиграло несколько крупных сражений в защиту своего здоровья: оно не смогло во время и адекватно ответить на никотиновый и алкогольный вызов. Человече­ство решило, что коль скоро люди хотят курить и пить алко­гольные напитки, то в этом и состоит их благо, а значит, и благо всего общества. В этом их воля и личное право. Почему же к наркотикам надо относиться иначе?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29