— уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними;
— отсутствие устойчивых увлечений;
— склонность к асоциальным формам поведения. 6. Психологические факторы:
— зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;
— тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;
— игнорирование системы социальных установок и ролей;
— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);
— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;
— отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
— отсутствие сформированного представления о жизненных целях;
— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.
6. Психологические факторы:
— зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;
— тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;
— игнорирование системы социальных установок и ролей;
— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);
— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;
— отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
— отсутствие сформированного представления о жизненных целях;
— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.
Концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
Отсутствие оптимальной концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ осознается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Скорее всего, такой концепции и не может быть, так как постоянно изменяется окружающая среда и характер ее воздействия на людей. Существует ряд концептуальных моделей, являющихся наиболее универсальными, но и они развиваются и совершенствуются в процессе изменений, происходящих в мире, и в соответствии с развитием мировой психологии [Сирота Н.А., Ялтонский В. М. и др., 2001]. Рассмотрим эти модели.
1. Трансакционная модель. Поведение человека определяется характеристиками индивида и среды, в которой он функционирует. Результатом взаимодействия индивида и среды является развитие индивидуальных характеристик человека. На личностное жизненное пространство, психологический и поведенческий статус влияют контекстуальные факторы среды, которые в свою очередь подвластны влиянию индивида. Результаты взаимодействия между личностью и средой описываются в терминах «трансакций». Согласно трансакционной модели возможность предвидеть результаты поведения человека зависит от идентификации, анализа и понимания таких трансакций. Риск наркотизации может быть вызван тремя причинами: а) характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиционные особенности; б) характеристиками среды, воздействующей на индивида; в) специфическими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик. Эти причины в совокупности ведут к последовательности событий, вызывающих функциональное или дисфункциональное поведение. Такие последствия называются «этиологическими» изменениями, определяющими эмоциональные и поведенческие исходы, которые можно предотвратить с помощью превентивных мер. Развитие ребенка рассматривается как продукт динамических интерактивных состояний и опыта, который он получает в процессе функционирования в семейной и социальной среде. Наиболее важным положением этой модели является то, что индивид и среда не рассматриваются в отрыве друг от друга. Они — взаимозависимые элементы одной системы, а поведение человека строго обусловлено накопленным опытом.


