Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
2. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма и наркомании у подростков.
3. Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков.
Теоретико – методологической основой исследования является:
1. Возрастная классификация Ж.Пиаже;
2. Возрастная классификация Д.Б. Эльконина.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, обобщение, систематизация данных.
2. Практические: тестирование.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в изучении видов, способов, методов профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков и их практическом применении с целью повышения эффективности профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
Экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» городского округа город Салават Республики Башкортостан. Данное образовательное учреждение работает по общеобразовательным программам. Численность учащихся по состоянию на 1.12.2007 г. 650 человек. Исследуемых 5 человек.
Данная курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения.
Глава I.
Теоретические аспекты по проблеме профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
1.1 Виды, стратегии и направления профилактики алкоголизма и наркомании.
Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ — одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.
С конца XIX — начала XX века вопросы лечения и профилактики алкоголизма все чаще становились предметом дискуссий медицинской общественности, прогрессивной части русского общества. Осознавалась потребность в эффективных средствах лечения алкоголизма, поскольку стала очевидной бесполезность борьбы с ним при помощи настоя лягушек, сырого мяса, вегетарианства, настоя красной хины, ореха кола, примешивания алкоголя ко всем блюдам, турецких бань и прочих подобных «лекарств».
Русские врачи при лечении алкоголизма стали широко использовать гипнотерапию. В то же время приводились многочисленные данные о ее малой эффективности. Ф. Е. Рыбаков, основываясь на своих наблюдениях, писал в 1898 г., что «прочное излечение при помощи гипноза получается, по-видимому, довольно редко» и возвраты к злоупотреблению алкоголем «сравнительно часты». Со временем слава гипноза как терапевтической методики блекла, применение сужалось, уступая место «рациональной психотерапии» по Дюбуа. [46].
В трудах В. П. Сербского в 1906 г., А. Л. Мендельсона в 1910 г. подчеркивалось, что имеет место внушение, эффективность которого обеспечивается внушением извне, самовнушением и определяется личностными особенностями больных. По поводу рекламы этого способа лечения и подобных ему С. Успенский в 1912 г. замечал, что склонность к злоупотреблению алкоголем «не может быть устранена парою каких-нибудь рекламируемых пилюль или какими-нибудь секретными микстурами». Она побеждается «только силою воли и непоколебимым терпением».
«действовать психически на испорченную нравственность человека, подвергшегося белой горячке, особливо для предотвращения пагубных возвратов оной, столь же нужно, сколь необходимо бывает таковому больному давать лекарства». [46].
Систематической разработкой вопросов психотерапии больных алкоголизмом занимался М. Магазинер. В 1837 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О надежнейшем врачебном способе отучать людей от пьянства и запоя и лечить его», в которой автор выделяет два условия отучения больного от пристрастия к пьянству: «Убедить его, чтобы он совершенно отрекся от неумеренного употребления спиртных напитков - заменить спиртные напитки другим питьем, к которому он так же пристрастился бы .» В качестве такого средства автор предлагал кофе. «По нашему убеждению,— писал он,— нет вернейшего и истинно специфического средства против пьянства, как только твердая воля отречься от неумеренного употребления спиртовых напитков. Опыты показали, что твердая воля, руководимая здравым рассудком, имеет такую силу над душой и телом, что она не только предохраняет человека от болезней, но даже лечит их. Поэтому судят слишком односторонне те, которые решительно отрицают возможность отучения от пьянства».[51].


