- проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем;
- употребление родителями психоактивных веществ;
- высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье;
- личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);
- ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;
- проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;
- регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;
- невысокое качество медицинской помощи;
- недоступность служб социальной помощи;
- высокий уровень преступности в регионе. Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ, или протективными факторами, могут быть:
- стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, доверительные отношения в семье;
- средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильем;
- высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к негативному влиянию сверстников, умение контролировать свое поведение;
- высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие;
- соблюдение общественных норм в употреблении психоактивных веществ;
— высокое качество медицинской помощи;
— низкий уровень преступности в регионе;
— доступность служб социальной помощи.
Обычно человек начинает употреблять психоактивные вещества под воздействием не только одного фактора. В течение жизни на индивида воздействует совокупность факторов риска и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием аддикции, т.е. поведения, ведущего к формированию зависимости от психоактивных веществ.
Исследованиям факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Н.А.Сиротой [1990] разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте.
1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:
— патологически протекавшая беременность у матери;
— хронические острые и тяжелые заболевания матери в период беременности;
— хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности;
— патологически протекавшие роды;
— задержки нервно-психического развития в раннем возрасте;
— нервно-психические отклонения в раннем детстве.
2. Факторы наследственной отягощенности:
— психические заболевания;
— алкоголизм;
— наркомания.
3. Факторы нарушенного онтогенеза:
— черепно-мозговые травмы;
— психотравмы;
— тяжелые соматические заболевания.
4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:
— неполные, распавшиеся семьи;
— отсутствие семьи;
— деструктивные семьи;
— воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками);
— психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.
5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:
— формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;
— избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;
— формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;
— снижение успеваемости;
— нарушения школьной дисциплины;
— неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);
— конфликтность в отношениях со сверстниками — представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;
— конфликтность в отношениях с учителями и администрацией школ;
— нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному» принципу;


