Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика
Страница 31

Итак, уровень невротизации в 1й группе:

- низкий у 6 испытуемых (18% опрошенных);

- очень низкий у 10 испытуемых (30%).

Уровень невротизации во 2й группе:

- пониженный у 7 испытуемых (21%);

- низкий у 5 испытуемых (15%);

- очень низкий у 5 испытуемых (15%).

Теперь разделим испытуемых на 3 группы:

1-без СЭВ;

2-со слабо выраженным СЭВ;

3- с ярко выраженным СЭВ.

Обобщая и суммируя результаты, мы отразим их в общем выводе о группах 1, 2 и 3.

1 группа. Эмоциональное истощение находится на низком уровне, эмоции достаточно насыщены, равнодушия не наблюдается. Деперсонализация, т.е. деформация отношений с другими людьми, не проявляется. Уровень конформности низкий. Редукция личных достижений на низком уровне. Позитивно оценивают себя, свои профессиональные достижения и успехи. Эмоционального дефицита, деперсонализации, а также психосоматических и психовегетативных нарушений не выявлено.

Отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.

2 группа. У большинства: в фазе напряжения синдром «психотравмирующих обстоятельств» и синдром неудовлетворенности собой отсутствуют. Также отсутствуют симптомы «загнанности в клетку» и симптом тревоги.

Складывается симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Испытуемый ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. Человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Складывается симптом «эмоциональной отстраненности».Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Психосоматических и психовегетативных нарушений не выявлено.

3 группа. Эмоциональное истощение находится на среднем или высоком уровне, эмоции недостаточно насыщены. Наблюдается деперсонализация, т.е. деформация отношений с другими людьми. Редукция личных достижений на высоком уровне. Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, а также в редуцировании своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Накапливается отчаяние и негодование. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Как показал опрос испытуемых, беседа с работниками отдела кадров ОВД, а также анализ результатов опросников, личностные особенности «выгоревших» и «не выгоревших» сотрудников различны. А именно, сотрудники, не подверженные симптому эмоционального выгорания обладают такими качествами, как: эмоциональная устойчивость, ориентировка на собственное мнение, отсутствие шаблонности мышления, предприимчивость, уверенность в себе, здоровая самоирония. У сотрудников, имеющих признаки эмоционального выгорания, были выделены другие качества: ограниченная сфера общения, напряженность, отсутствие самокритики, неустойчивость эмоций, неуверенность в себе, эмоциональная ригидность. Это указывает на то, что на возникновение эмоционального выгорания наряду со стажем работы влияют и личностные особенности сотрудников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35