2 Эмпирическое исследование
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
Исследование происходило на 3-х различных группах: на учениках 11 «Б» класса Тальменской средней школы №1 (приняли участие 22 человека – 14 юношей и 8 девушек), на студентах различных ВУЗов и факультетов, обучающихся на 4-5 курсах (приняли участие 13 человек: 10 юношей и 3 девушки) и на учителях Тальменской средней школы №1 (8 человек: 2 мужчин, 6 женщин), которые занимаются своей деятельностью на протяжении нескольких лет и являются представителями гуманитарной сферы деятельности. Всего приняло участие в исследовании 43 человека: 26 мужчин и 17 женщин.Цель исследования: выявить влияние социотипа человека на выбор и успешность выполнения профессиональной деятельности.Объектом является социотип человека, а предметом − взаимосвязь социотипа человека с его профессиональной деятельностью.Поставлены следующие задачи:1) подобрать методики для исследования;2) выявить социотип человека;3) установить влияние социотипа на выбор и успешность выполнения профессиональной деятельности;Гипотеза: так как социотип является центральным образованием психики человека, то можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, как коммуникативный уровень или способность к анализу. То есть, человеку с определенным социотипом присущи определенные способности, которые будут помогать ему, если он сделает правильный выбор в отношении профессии. Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были применены следующие методики:1) Тест И. Вайсбанда (Приложение В). Был использован для определения социотипов учеников, студентов и учителей. Каких-либо поло-возрастных ограничений для этого теста нет. 2) Дополнительное задание для учеников 11 «Б» класса: указать, какую профессию они будут получать после окончания школы.3) Дополнительный опросник для учеников 11 «Б» класса. Он состоял всего из 2-х вопросов:· Кто из представленных учителей вам больше всего импонирует?· Почему?Этот опросник использовался для того, чтобы определить насколько успешно учителя различных социотипов справляются со своей деятельностью.4) Дополнительное задание для студентов: указать, нравится ли им выбранная ими профессия.Исследования, проводившиеся на учениках, имели следующую цель: выявить социотипы учеников и сопоставить их с той профессией, которую они хотят в будущем получить. Это было сделано для того, чтобы определить насколько точно сориентированы на соционически правильный выбор профессии ученики. Гипотеза: все ученики сориентированы правильно на выбор профессии.Исследования, проводившиеся на студентах 4-5 курсов имели целью выявить насколько правильно в соответствии с соционикой студенты выбирают профессии, а также все ли студенты довольны своим выбором. Гипотеза: люди определенных социотипов невольно выбирают профессии так, как предписывает это соционика, а если кто-либо по какой-то причине выбирает не ту профессию, то она ему не нравится.Исследования, проводившиеся на учителях имели следующую цель: выявить влияние социотипа человека на успешность выполнения им педагогической деятельности. Гипотеза: наиболее подходящими педагогами являются люди с социотипами Вдохновитель, Лирик, Гуманист и Наставник.
2.2 Анализ полученных результатов
Данные, полученные в ходе исследования учеников, приведены ниже в таблице:
| Социотип | Выбор ученика | Мнение соционики |
|
Лидер | Военный | + |
|
Администратор | Архитектор | + |
|
Мастер | Дизайнер | + |
|
Посредник | Менеджер | + |
|
Коммуникатор | Артист | + |
|
Политик | Дипломат | + |
|
Лирик | Врач | - |
|
Вдохновитель | Учитель | + |
|
Гуманист | Ветеринар | + |
|
Критик | Программист | + |
|
Аналитик | Программист | + |
|
Новатор | Экономист | - |
|
Посредник | Учитель | - |
|
Коммуникатор | Строитель | - |
|
Политик | Врач | - |
|
Лирик | Переводчик | + |
|
Гуманист | Учитель | + |
|
Критик | Журналист | - |
|
Аналитик | Журналист | - |
|
Новатор | Следователь | - |
|
Политик | Экономист | - |
|
Критик | Психолог | - |


