Психодиагностика брачно-семейных отношений
Страница 3

2. Специфика семейной диагностики

Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.[8, с.130]

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, « .чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию». [10, с.38]

Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.

Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.

3. Эволюция брачных отношений между людьми.

В этом параграфе мы хотим обратить внимание и выяснить то, как происходило историческое и эволюционное развитие брачно-семейных отношений, регулировка которых происходила первоначально в виде табу и обычаев.

Вопросы возникновения и развития семьи, брачно-семейных отношений, роли семьи и брака в жизни общества и отдельного индивида на протяжении веков изучались и рассматривались многими исследователями, такими как Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, С.И. Голод и другими. Однако эти проблемы не являются сегодня изученными досконально, в них остаются еще множество спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на брак и семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования эти формы изменялись, что естественно связано с развитием человечества, а так же с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим являлась их зависимость от определенного уровня социального и экономического развития общества. Брак как историческая форма взаимоотношений прошел определенные стадии своего развития от полигамии (групповой брак) к моногамии.

Ученый Л.Г. Морган благодаря своим исследованиям вывел пять последовательных форм брачно-семейных отношений, каждой из которой соответствовал свой определенный порядок брака.

Стадии развития брака:

1 стадия. Кровнородственная семья – эта семья основывается на групповом или полигамном браке между сестрами и братьями, родными и коллатеральными.

2 стадия. Туналуальная семья – она опиралась на групповом браке нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них. При этом общие мужья не обязательно были в родстве друг с другом. Или, по сути, в ее основе лежал групповой брак нескольких братьев, родных или коллатеральных, с женами, причем общие жены не были в обязательном родстве друг с другом, хотя такое так же не исключалось. Необходимо отметить, что в первом и во втором случаи группа мужей совместно состояла в браке с группой женщин. Важно знать, что обозначенный ряд перечисленных сестер с их детьми и потомками по женской линии образовывали род архаического типа. Происхождение в таких семьях ведется по женской линии, так как отцовство детей не может быть достоверно установлено. Превращение данной формы группового брака в стабильный институт дало основу и создало социальный фундамент рода. С накоплением опыта эта естественная группа становится в буквальном смысле социальной организацией (то есть родом), в состав которого входят исключительно матери, их дети и потомки по женской линии, объединенные между собой кровным родством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12