Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе
Страница 1

Содержание

Введение. 4

1. Теоретическое исследование развития психических познавательных процессов школьников ходе обучения в школе. 7

1.1 Общие представления о психических познавательных процессах человека. 7

1.2. Развитие познавательных психических процессов в ходе обучения в школе. 15

1.3. Анализ известных коррекционных программ развития познавательных процессов школьников. 23

2.Эмпирическое исследование развития психических познавательных процессов в ходе обучения в школе. 27

2.1 Методики исследования и разработка психодиагностики коррекционной программы развития познавательных процессов школьников. 27

2.2. Сбор эмпирических данных на основании проведенных исследований. 30

2.3. Рекомендации на основании проведенного исследования. 46

Заключение. 48

Глоссарий. 51

Список использованных источников. 53

Приложения………………………………………………………………………………69

Введение

Актуальность исследования. Психические познавательные процессы- этопроцессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.

Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Ж Пиаже С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. Еще в прошлом веке в педагогике и психологии возникли идеи о связи познавательных процессов с процессом формирования личности, что привело к постановке проблемы сознательного и прочного усвоения знаний. В отечественной науке эти идеи наиболее яркое выражение получили в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, А.П. Нечаева[1].

Школьный, в большей степени младший школьный, возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс методик, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.

Поэтому для настоящей выпускной квалификационной работы была выбрана актуальная тема: «Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе».

Цель исследования: разработка и апробация методики развития познавательных процессов младших школьников.

Объект исследования: развитие психических познавательных процессов младших школьников.

Предмет исследования: методика развития познавательных процессов младших школьников (на примере памяти и внимания).

Гипотеза исследования: Если разработать и реализовать специальную методику развития внимания, то это приведет к улучшению качества долговременной и кратковременной памяти, и, следовательно, к развитию познавательных процессов младших школьников.

Задачи исследования:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26