Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Страница 3

Различные виды деятельности, отличаясь своим со­держанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особен­ности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональ­ной уравновешенности, богатства воображения, рас­пределения внимания, более развитого словесно-логи­ческого мышления и т. д.), но и их комплексов. Учеб­ная деятельность, большинство видов квалифицирован­ного труда предъявляют к личности комплекс психо­логических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкова­ния видов и структуры способностей, но наиболее общеприняты­ми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобрете­нию знаний, музыкаль­ные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные— это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в ко­торых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясня­ется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенци­альные способности в соответствии со своей психологической при­родой, для этого может не иметься объективных условий и возмож­ностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способ­ности составляют только часть потенциальных.

Наиболее общую классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специ­альные.

Общие способности — это те, которые оди­наковым образом проявляют себя в различных видах человечес­кой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима­тельность, память, воображение, речь, ручные движения, рабо­тоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам дея­тельности, таким, как музыкальные, лингвистические, матема­тические. [8, с.535]

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят неко­торые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил СЛ.Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реаль­ной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствую­щих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А.Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к кон­кретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способно­стей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Боль­шинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей[11, с 245].

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отлича­ются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из дан­ной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания при­оритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в со­стоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предше­ствующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные спо­собности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12