Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Страница 8

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса под­готовки к творчеству, выявление форм, методов и средств разви­тия творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напря­женным трудом. Оно требует мыслительной активности, интел­лектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и вы­сокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интел­лектуальных способностей. Творчество является основой челове­ческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования

С целью определения уровня творческих способностей мною было проведено их исследование у детей дошкольного возраста в детских садах №315 группы №9 и №351 группы №6. Для того, чтобы выяснить как социальные условия влияют на проявление и развитие творческих способностей, я нацелено проводила методики в двух детских садах.

Детский сад №315 принадлежит к обычным дошкольным учреждениям, а в детском саду №351 организована углубленная подготовка ребенка к школе, включающая в себя активную физическую подготовку, изучение иностранных языков и наличие различных театральных кружков.

Для исследования я выбрала 2 методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В.Сильнякова.

Для проведения методики «Солнце в комнате» предварительно необходимо подготовить стимульный материал: картинку с изображением комнаты, в которой находится человек, солнце, стул, стол (Приложение №1)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12