Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Страница 6

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получив­шее название френология. Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наруж­ной формы черепа. Основная идея базировались на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная спо­собность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой за­висимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа раз­бивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной инди­видуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музы­ке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.

Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяс­нял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к вы­воду, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выве­дения на ocнове законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в эн­циклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способно­сти прослеживаются в нескольких поколениях.

Следует отметить, что данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музы­кальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был бу­лочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Гер­мании на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 — выдающихся.

Установлено также, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая, и пра­бабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.

В пользу наследственной природы способностей также свидетельствуют мно­гочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Одна­ко, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологиче­ской, но и о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Поэтому в отечественной психологической науке при­нято считать концепцию наследственного характера способностей весьма инте­ресной, но не объясняющей все факты проявления способностей.

Учитывая несостоятельность выше изложенной концепции, я придерживаюсь той точки зрения, что развитие способностей зависит от социального фактора, т.е. окружающей среды. Поэтому рассмотрим другую теорию, где придерживаются мнения о том, что развитие способностей це­ликом определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеции провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ни­чем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода гово­рят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невоз­можности собственно человеческого развития вне общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12