Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Страница 9

В ходе этой методики можно выявить способности ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.

Психолог показывает ребенку картинку и говорит: "Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". Когда ребенок перечислит основные детали из­ображения (стол, стул, человечек, солнышко), психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной". В процессе проведения методики психолог фиксирует ответы ребенка.

В методике «Как спасти зайку» психолог также готовит стимульный материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, лист бумаги (Приложение №2).

Основная цель этой методики -оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагают стимульный материал. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: "Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

В процессе работы фиксируется характер ответов и их обоснование.

2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников.

После проведение 2-х методик, зафиксированные ответы обрабатываются.

В методике «Солнце в комнате» психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари­совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

В методике «Как спасти зайку» данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать лист бумаги. Для этой цели нужно сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Обработка результатов в группе №9 детского сада №315.

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл Max 3 балла

Беляева Людмила

2

2

Бородай Владимир

3

2

Вакулов Павел

2

1

Елисеев Сергей

1

2

Еремина Александра

3

2

Жидких Станислав

2

2

Кольцова Евгения

2

3

Лапина Юлия

1

3

Макарова Анна

2

1

Никитин Алексей

2

2

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12