представ о половых различиях, которые в значитель степени эти
различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствовать сложившемуся
сте). Например, в проведенном в 1978 г. опросе 900 мужчин и женщин
было установлено, что боль респондентов не отдавали преимущества в
романтизме женщинам, как это следовало ожидать, ориентируясь на традиционные
представления.
Отметим, что в представлениях о любви не свя с наукой людей существует
куда больше оп, чем в психологических лабораториях— лишь 16%
мужчин и 10% женщин выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь,
остальные в этом смысле вполне в себе уверены.
Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественно различные отношения.
Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых лю. С равным
основанием можно говорить и о супру любви, и о любви к чему-то
безличному, на к своему делу. В психологии существует мно попыток
выделения качественно специфичных ти любви. Наиболее известной из таких
типологий является классификация, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет пять
типов любви: братскую, ма, эротическую, любовь к самому себе и
лю к Богу.
Подавляющее большинство философских и пси типологий любви носят
сугубо априор характер, механизм выделения в них тех или иных типов
обычно не просматривается, а принад различных типов к.одному классу
любов переживаний зачастую теряется. Тем больший интерес представляют те
типологии, в которых логи выделения вариантов любви эксплицирована и
поддается хотя бы теоретической проверке.
Попытка создания такой типологии была пред Т. Кемпером в рамках
разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. В любы
взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых
выступают целые со системы, например государства) Кемпер выделяет
два независимых фактора — власть, т. е. способность силой заставить партнера
сделать то, чего ты хочешь, и статус — желание партнера по общению идти
навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае
достигается та образом не силой, а благодаря положительному отношению
партнера.
Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер вы семь типов любовных
отношений в паре:
1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и,
поскольку каждый из них может “наказать” другого, лишив его проявлений своей
любви, властью по отношению к партнеру;
2) братская любовь, основывающаяся на взаим высоком статусе и
характеризующаяся низкой властью — отсутствием возможности к принуждению;
3) харизматическая любовь, в которой один парт обладает и статусом и
властью, другой — толь статусом. Примером таких отношений в ряде случае
могут быть отношения в паре учитель — ученик;
4) “измена” — один партнер обладает и властью и статусом, другой — только
властью. Примером та отношений, давшим название этому типу, может быть
ситуация супружеской измены, когда для парт, вступившего в новые
отношения, супруг сохра власть, но уже не вызывает желания идти ему
навстречу, т. е. теряет статус;
5) влюбленность — один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой —
не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотноше может
быть односторонняя, или “безответная” любовь;
6) “поклонение” — один партнер обладает стату, не обладая властью, другой
не обладает ни ста, ни властью. Такая ситуация возникает при
от реального взаимодействия между членами пары, например, при
влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;
7) любовь между родителем и маленьким ребен. Один партнер здесь обладает
высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) — низким
статусом, так как любовь к нему еще не сфор, но высоким уровнем
власти.
Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных
отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с


