тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных
здесь типов (нет необ объяснять, что речь шла о чистых типах, любые
же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически
никогда не сводятся).
С традиционными представлениями о любви в раз паре близких по
возрасту людей связыва прежде всего отношения, характеризующиеся взаимно
высоким статусом. По данной классифика это отношения первых двух типов:
романтиче и братская любовь (третий — харизматическая любовь —
характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством).
Первая из них — романтическая, связанная с выраженностью , сексуального
компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный
период развития их взаимодействия, представляет в контек обсуждающихся
проблем особый интерес. В даль в этом параграфе будем говорить именно
о феноменологии и закономерностях романтической любви.
Романтическая любовь является весьма непро образованием со сложной и
противоречивой внутренней структурой. При ее анализе необходимо учитывать
множество переменных как психологиче, так и непсихологического плана.
Желательно также различать два сходных, но не совпадающих круга феноменов —
установки субъекта на любовь и любовные переживания, с одной стороны, и
соб феноменологию любви — с другой. Опыт по, что установки
на любовь не просто реали в любовном поведении, — как и при изучении
других областей человеческого поведения, здесь об большие
установочно-поведенческие не. Так в дипломном исследовании Ё. б.
Ширяевой (1984) было показано, что представления о любви мо существовать
сравнительно независимо от реаль отношений, которые классифицируются
самими участниками как любовь. При этом степень близо представлений и
реального поведения оказалась отрицательно связанной со степенью четкости и
струк поведения в рассматриваемых ситуа стереотипных
“настоящего мужчины” и “на женщины” — там, где эти представления
до жестки, установки на любовь и реальное поведение оказались
несвязанными. В то же время, как будет показано ниже, интериоризация
субъектом определенных представлений о любовных пережива является
необходимым условием развития чув любви.
Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался, как и вопрос о
типах любви, на раз уровнях. И здесь одной из первых и наиболее
цитируемых структур является структура, предложен Э. Фроммом. Он выделяет
следующие со любви: заботу, ответственность, уваже и знание.
Отметим, что в более поздних исследованиях эта структура подверглась критике
за отсут в ней фактора удовольствия, радости — лю, по Э. Фромму,
получается чувством сугубо рас и аскетичным.
Сомнения на первый взгляд вызывает также и фактор знания. Дело в том, что в
большинстве опи любви в качестве одного из ее признаков выделяетс
склонность к идеализации партнера, к пе присущих ему положительных
качеств и ча игнорировании отрицательных. Такая же особенност
наблюдается и в других эмоциональных от, например, в дружеских.
Идеализация долгое время рассматривалась как свидетельство определенной
дефицитарности любов отношений. Соответственно предполагалось, что
любовь, реализуемая зрелой личностью, не нуждается в завышении качеств
партнера, и, следовательно, межличностное восприятие в этих случаях будет
бо адекватным.
Идеализацию недостаточно рас просто как нарушение в системе
межлич восприятия. Надо отличать неадекватность восприятия тех или
иных черт партнера, с одной сто, и отношение к этим качествам, т. е.
оценку их как важных или неважных в структуре личности партнера, терпимых или
нетерпимых, сугубо времен или имманентно ему присущих — с другой. Ряд
эмпирических исследований показывает, что идеали как нарушение
восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений,
по крайней мере стабильных. Что же касается идеализации как иного, более


