пози отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека,
то она играет сущест роль в жизни индивида и в функционирова пары
как целого.
Можно предположить, что отношение к кому-то с восхищением, приписывание ему
различных экстра достоинств обслуживает удовлетворение каких-то
важных человеческих потребностей. Как считал Т. Рейк, у человека есть три
возможные реакции на осознание своих несовершенств — за на них глаза,
влюбиться в идеал, возненави идеал. Способность к восхищению другим
чело, которая составляет важный компонент способ к любви вообще,
помогает человеку идти по второму из этих трех путей, что является,
несомненно, более продуктивной реакцией, чем первая и третья. Т. е.
способность к идеализации является непремен условием личностного роста.
Слова “Мне нуж на кого-нибудь молиться” свидетельствуют о личностно
зрелости поэтического героя Б. Окуджавы и никак не могут быть истолкованы как
его неспособ к адекватному построению образа другого че.
Идеализация способствует и оптимизации отно в паре, вселяя в партнеров
уверенность в от к ним другого человека и повышая их уровен
самопринятия. В. С. Соловьев, например, считал, что идеализация — это не
неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в
объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то,
что там будет или по крайней мере может быть. На такую возможность указывают и
наши эмпирические результаты, приведенные в предыдущем параграфе, — близкий
чело оценивается в другой системе координат по срав с малознакомым.
Интересно, что в дружеских отношениях именно .ожидание завышенной оценки себя
обозначается мо людьми как понимание, которое и отличает дружбу от
других типов отношений, Не случай что, как обнаружила в своем
диссертационном исследовании М. А. Абалакина, склон к идеализации
партнера свойственна людям с более высоким уровнем личностного развития.
Идеализация может выступать и важным факто формирования отношений.
Повышение “ценно” партнера в глазах субъекта служит дополнительны
стимулом преодоления трудностей, которые не возникают в процессе
общения. Отметим, что, по данным М. А. Абалакиной, мужчины более склонны к
идеализации своих партнеров, чем женщи. Это может быть связано с тем, что
традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более ак позицию,
чем женщина, должен преодолевать больше трудностей и больше поэтому нуждается
в идеализации партнера.
Итак, идеализация не противоречит знанию, зна влюбленным объекта своей
любви — это действи другое и, может быть, более точное знание.
Вспомним, что исторически смысл слов “познание” и “любовь” во многих языках
был близок.
Предпринимались и попытки эмпирического изу структуры любви. Для
иллюстрации назовем работу Р. Хаттисса [147], получившего в качестве
составляющих любви, шесть факторов: ува, положительные чувства по
отношению к парт, эротические чувства, потребность в положительно
отношении со стороны партнера, чувство близо и интимности, чувство
враждебности.
Последний из выделенных Р. Хаттиссом факто заслуживает особого внимания.
Присутствие не чувств в синдроме любовных переживаний, хотя и
противоречит романтическому канону, пред вполне закономерным.
Любовные отноше исключительно значимы для их участников, они предполагают
тесный контакт между людьми и их взаимную зависимость (хотя бы на бытовом
уровне). Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время от времени
отрицательных чувств, например раздражения. Многие же люди, как показывает
психокоррекционная практика, отказываются принять закономерный характер
периодического появления отрицательных переживаний и либо оправдывают их,
приписывая партнеру даже и не свойственные ему не проявления, и как
следствие проводят пе и партнера, и своих с ним отношений, либо
вытесняют эти чувства, что, естественно, также имеет деструктивные


