Влияние психологических типов личности на подходы к быстрому развитию карьеры
Страница 9

И использовав эту методику, мы лишь подтвердили своё мнение о психологических типах испытуемых. Истероиду была присуща излишняя демонстративность и самопохвала, эпилептоиду – детализированность и концентрация, а шизоиду – замкнутость и «сухость».

Но для точного заключения нам необходимо было провести последнюю методику. Третья методика, которую мы использовали в своём исследовании – проективная методика РНЖ (Рисунок несуществующего животного). Перед выполнением работы испытуемому даётся инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Для проведения необходим простой карандаш средней твёрдости, неостро отточенный, стандартный лист бумаги, который располагается вертикально. Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняется происхождение, пол, возраст, габариты, уточняется предназначение необычных или непонятных органов, частей тела или деталей рисунка, а также органов, носящих агрессивный характер, выясняется способ добывания пищи (плотоядное или нет), взаимоотношения с сородичами и само наличие таковых, способ размножения, обзаведение потомством, наличие и характер поведения в опасных ситуациях, борьба с врагами или жертвами.

После того, как испытуемый выполнил задание, мы приступаем к анализу рисунка. Если человек располагает изображение слева или снизу листа, это говорит об отрицательно окрашенных эмоциях – депрессия, неуверенность, пассивность. Справа и сверху – о положительно окрашенных эмоциях: энергия, активность, конкретные действия. В норме рисунок расположен по средней линии и чуть выше середины листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, неудовлетворённость собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению. Положение в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своём социальном положении, отсутствие стремления быть понятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях.

Важную роль в рисунке играют линии и нажим на карандаш. Для нормы характерна уверенная линия со средним равномерным нажимом и чёткими соединениями. Характер линии служит одним из индикаторов общей энергии. Слабая паутинообразная линия является признаком экономии энергии, снижением общего тонуса. Очень сильный нажим говорит о внутренней напряжённости, агрессии. Когда человек много раз обводит контур, детали, это говорит о тревожности, неуверенности, беспокойстве.

Контур фигуры традиционно трактуется, как граница «Я» и социума. Если контур полностью замкнут, человек озабочен необходимостью обособления себя от остального мира, противопоставляет себя миру. Запачканный контур (неуверенные, прерывающиеся линии) говорит о тревожности. Если человек несколько раз стирает линии, можно думать о каком-либо конфликте. Подчёркивание отдельных частей указывает на подчёркивание своей привлекательности. Бесформенные (медузообразные рисунки) указывают на проблемы с идентичностью, неопределённостью своего «Я».

Ориентация головы и тела на рисунке символизируют общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний. Поворот влево – интроверсия, замкнутость, обращение к прошлому. Направо – деятельность, обращение к будущему. «Анфас» может трактоваться как эгоцентризм, инфантилизм, но это позиция контакта, в отличие от положения в профиль, где человек избегает общения, уклоняется от него. Двух- и более головные животные рассматриваются, как выражения противоречивых тенденций.

Величина рисунка тоже имеет значение. Большой размер говорит об импульсивности, высокой самооценке. Рисунки, не помещающиеся на листе, характерны для паранойяльных личностей. Мелкий рисунок отражает чувство собственной незначительности, неуверенности в себе. Для этих людей характерна тщательность и мелкий подчерк.

Теперь преступим к содержательному анализу рисунка. Панцирь – это защита от внешнего мира, характерна для замкнутых типов личности. Отсутствие контура встречается тогда, когда у человека нет своего я, и он растворяется в мире. Большое количество деталей говорит о богатом внутреннем «Я». Когда рисунок похож на детский – это эмоциональная неразвитость, неуверенность, мало деталей говорит о депрессивности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12