Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста
Страница 1

Оглавление

Глава 1. Общее понятие о памяти:

1.1 Представления памяти

1.2 Классификация видов памяти

1.3 Характеристика процессов памяти

1.4 Особенности памяти детей младшего школьного возраста

Глава 2. Исследование особенностей памяти детей семи лет:

2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования

2.2. Организация и проведение исследования

2.3. Анализ результатов исследования особенностей памяти детей семи лет

Литература.

Приложение

Глава 1. Общее понятие о памяти.

Память является одной из наиболее изученной сфер психологической деятельности. Изучению ее механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания и так далее посвящено огромное количество работ во всем мире. Именно при изучении памяти в 80-е годы 19 века немецким ученым Г.Эббингаузом в психологию были введены экспериментальные методы исследования психического. Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы крупнейших отечественных психологов – Л.С.Выготского, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.А.Смирнова, З.М.Истомина и т.д.

В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно.

Существует такой парадокс памяти: не все можно вспомнить, но ничего нельзя забыть.

Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем.

Память существует у всех видов животных и многих растений. Накопление и сохранение опыта – вот главная и основная задача памяти.

Памятью называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, и т.д. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения.

1.1. Представления памяти.

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. В отличие от образов восприятия, которые возникают непосредственно при контакте с предметом или явлением, образы представлений возникают в отсутствие предмета. Представления разделяют на виды, соответствующие видам ощущений.

Представления характеризуются, прежде всего, наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами. Иметь зрительное представление предмета – это значит внутренне, или мысленно, «видеть» его; иметь слуховое представление какого-либо звука – значит мысленно «слышать» его. В музыкальной практике способность представлять звучание музыки называется «внутренним голосом». Образы представлений всегда бледнее образов восприятия, они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов. Обычно в них проявляются только некоторые стороны объекта – когда мы представляем себе хорошо знакомое лицо, то отдельные черты «видятся» четко, а остальное выступает более менее смутным и неопределенным фоном. Представления очень неустойчивы и непостоянны, так, вызванный образ знакомого лица через несколько мгновений теряется. Потом «выступают» на первый план то одни, то другие детали. Только у людей, чья профессиональная деятельность связано с представлениями определенного вида (у музыкантов – слуховые, у художников и дизайнеров – зрительные и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7