Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста
Страница 4

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех – пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения детьми взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда дети начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут и воспроизвести необходимое.

З.М.Истомина в исследовании произвольного запоминания у младших школьников, выявила способы, с помощью которых дети осуществляют запоминание. Самым простым способом запоминания, которые применяют дети – повторение изученного вслед за взрослым. В дальнейшем повторение приобретает новую форму – дети повторяют поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано. Переход к мысленному повторению превращает запоминание в процесс внутренний, делает возможным дальнейшее развитие процесса запоминания и его интеллектуализацию.

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к началу младшего школьного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением активных действий восприятия и мышления, оказывается менее успешным, чем произвольное.

Непроизвольное запоминание в младшем школьном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Важнейшей особенностью в развитии сознания младших школьников является то, что в ходе детского развития в центре сознания становится память. Памяти в младшем школьном возрасте принадлежит ведущая роль, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство.

Глава 2. Исследование особенностей памяти детей

семи лет.

2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования:

Цель исследования: определить уровень развития кратковременной и долговременной памяти на вербальном и невербальном материале.

Объектом исследования является группа детей 7 лет( первый класс общеобразовательной школы)в количестве 6 человек.

Предметом исследования выбрана долговременная и кратковременная память детей 7 летнего возраста.

Гипотеза исследования: у ребенка младшего школьного возраста показатели продуктивности опосредованного запоминания ниже показателей продуктивности непосредственного запоминания.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи:

· Изучить особенности кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста;

· Определить ведущий тип памяти детей младшего школьного возраста;

· выявить уровень развития произвольной памяти детей 7 лет;

· проанализировать особенности качественного изменения процесса запоминания детьми 7 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7