Технология мышления
Страница 21

Взрослые люди легко подавляют такую реакцию глубинного сознания, убеждая себя в том, что на самом деле никакой опасности нет, и все экранные персонажи существуют только в их сознании (воображении). Но и взрослые люди нередко вздрагивают и даже вскрикивают в наиболее страшных местах фильма, доходит дело иногда и до сердечных приступов. Сравните: при первых демонстрациях в конце прошлого века первых черно-белых, “немых” и технически крайне несовершенных фильмов, знаменитый эпизод с прибытием поезда на станцию неизменно вызывал панику среди зрителей, многие их которых вскакивали со своих мест и покидали зал, спасаясь бегством . Но разве взрослые люди не понимали того, что все это происходит на экране, а не в действительности, и никакой реальной угрозы для их жизни нет? Конечно, понимали, но все же поезд, движущийся прямо на них сильно их пугал. Зрительные образы в эмоциональном сознании “запускали” стереотипные программы (условные и безусловные рефлексы), направленные на спасение жизни. При этом “мнение” интеллекта игнорировалось – настолько изображение на экране казалось реальным.

Детям же гораздо труднее подавить защитные реакции подсознания и первую очередь именно из-за неразвитости их интеллектуального уровня сознания, поэтому и пугаются они значительно сильнее. Даже при чтении страшных сказок дети нередко прячутся под одеяло – это вполне естественная защитная реакция организма.

По той же причине при сильном испуге начинают шевелиться волосы на голове, а по телу “бегают” мурашки – это защитная реакция глубинного подсознания напоминает нам, что когда-то все наше тело было покрыто густой шерстью и эта шерсть “становилась дыбом”. Смысл такой реакции очевиден: таким путем увеличивается зрительный объем тела, которое начинает казаться больше, чем есть на самом деле, а значит, дезориентирует и сбивает с толку потенциального врага (более крупный означает более сильный). Именно по этой причине шерсть на загривке собаки – если ей угрожает опасность – становится дыбом, а кошка, например, распушивает свой хвост. Мурашки у человека могут появиться и от холода, в этом случае защитная реакция направлена на уменьшение потерь тепла.

Такова общая схема сложного механизма взаимодействия разных уровней сознания. Здесь же следует искать причину неизменного интереса людей к чужим, то есть мнимым по отношению к собственному сознанию, переживаниям других людей, будь то книга, песня, устный рассказ или фильм. Это не столь важно. Важно другое: мы всегда сопереживаем, то есть чужие желания и эмоции “провоцируют” и возбуждают наши собственные чувства, и мы в большей или меньшей степени начинаем испытывать те же самые желания и чувства. При этом, не смотря на то, что события или персонажи мнимые, чувства, которые мы испытываем по ходу фильма или чтения книги, представляются нам вполне реальными и способны нас глубоко волновать. Людей, способных в большой степени сопереживать мнимым (да и своим собственным) чувствам, мы считаем эмоциональными, отзывчивыми – в целом это характерно для женщин, а тех, кто слабо откликается на чужие переживания – неэмоциональными, черствыми.

В наследство от древнего биологического прошлого человеку досталось немало безусловных рефлексов и, соответственно, защитных реакций глубинного сознания. Например, слезы от радости, горя или боли тоже можно считать защитной реакцией организма, так же, как и крик “Ура!” Это ни что иное, как отголосок, казалось бы, давно забытого боевого клича, по своей природе точно такого же, как у американских индейцев или других нецивилизованных народностей и племен. Не случайно во многих боевых единоборствах сильные удары сопровождаются криками типа “Й-а-а !” – это помогает мобилизовать резервные возможности сознания и организма, а значит, увеличить силу или резкость сокрушительных по своей мощи ударов. Для восточных единоборств, вообще, характерны упражнения, направленные не только на совершенствование тела или техники боя, но и на укрепление, совершенствование сознания (духа). Основная их идея – сознание так же важно, как сила, ловкость или выносливость.