Альтернативные формы познания. Магия
Страница 5

Сентиментальный тип стоит несколько выше предыдущего. Например, фабричный рабочий или ремесленник имеет более развитые чувства.

Чувствительное восприятие возбудит в нём сперва соответственную потребность, но это возбуждение продержится недолго: его место скоро займёт страсть, которая и будет им управлять, так как теперь сентиментальность вступает в свои права. Он является типичным французом. Он любит весёлую музыку и романсы. Высшим наслаждением для его по-детски наивного характера является любовь, весёлая компания, катание на лодке с музыкой. Женщина занимает в его жизни первое место. Этот страстный тип обладает большими достоинствами и не меньшими недостатками, но, во всяком случае, он способен к громадному развитию при соответственном жизненном режиме.

Интеллектуальный тип – последний тип импульсивного человека. Это рассудочный автомат.

Представитель этого типа не пьёт, потому что это не принято в конторе, где он служит. Он не увлекается женщинами, рано женится и ведёт правильную жизнь.

Он рассудителен, уравновешен, и всё-таки это не человек – это машина.

Его чувство еле коснулось спящего инстинкта. Немногим больше развился он на почве сентиментальности, и всё его чувство целиком сосредоточилось в сфере интеллектуальной. Резонёрство заменяет для него любовь. Вычисление всяких пустяков служит для него музыкой, денежные вопросы занимают главное место в его существовании, и его жизненный путь представляется ему уставленным сияющими верстовыми столбами, на которых написано: 300руб. – 480 – 600 – 900 – 1200 – 2400 . и чин его превосходительства.

Вся его жизнь протекает между тремястами рублями и чином его превосходительства, а затем начинается давно ожидаемое блаженство, заблаговременно подсчитанное и взвешенное: его рай-дача с палисадником и прочие атрибуты.

Итак, этот субъект представляет тип рассудочной машины, построенной государством для своих целей и весьма полезной для общества в его настоящем состоянии, так как способности, развитые в нём строгими учителями при посредстве строгих наказаний, принадлежат к наивысшим из доступных импульсивному человеку: дедукция, анализ, сравнение и память. Даже его лучшие развлечения, нередко переходящие в страсть, не вино и не женщины, где нечего вычислять, а карточная игра.

Основная пружина, двигающая человеческим интеллектом, есть числа.

В этом кроется причина точно исполнения сомнамбулами (сомнамбула – больной сомнамбулизмом, лунатик. Сомнамбулизм, лунатизм – расстройство сознания, при котором во сне совершаются привычные действия, лунатизм, снохождение. [C. И. Ожегов.]) внушаемых действий в назначенную минуту и секунду. В этом же находится основание общей почти всем нам способности просыпаться в известный час, если пожелаешь этого засыпая.

Итак, можно ещё при жизни убить в себе человека воли – настоящего человека, и заменить его автоматическим движением сферы: инстинктивной, сентиментальной и интеллектуальной. В этом заключается страшная опасность всех административных карьер, делающих человека рабом привычки, и ни военные, ни гражданские учреждения не могут избежать её роковых последствий.

Властвуя над всеми импульсами, рассматривая и судя их, живёт в каждом из нас дивная сила, – в ком более, в ком менее развитая – истинная принадлежность человека воли.

Человек воли.

Человек воли может непосредственно действовать на рефлексы инстинктивные, чувственные и интеллектуальные, а при посредстве взгляда, слова или движения – на других людей и природу, так как он воплощает в себе великую космическую силу природы.

Подобно машинисту, который, находясь на локомотиве, смотрит то на манометр, показывающий ему давление пара в котле, то на расстилающийся перед ним путь, скрывающий, может быть, опасности, которых надо избегнуть и сообразно этому управлять машиной. Подобно ему человек воли, бессмертный человек, опираясь на человека-машину, управляет им, будучи осведомлен внешними чувствами о состоянии окружающего мира, и самочувствием – о состоянии организма, имея , кроме того, в своём распоряжении нервную систему, позволяющую ему ускорять или сразу останавливать свои психические движения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11