Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря
Страница 1

Оглавление

Введение…………………………………………………………….

3

1. Особенности развития коллективных взаимоотношений у детей младшего подросткового возраста

 

Психологическая характеристика группы и коллектива

 

Социально-психологическая характеристика групп………………………….

5

Коллективность. Отношения между индивидом и группой………………………….

9

Подростковый возраст, особенности формирования коллектива в подростковом возрасте……………………………………………… .

13

Особенности организации процесса воспитания в сезонных лагерях………………….

16

2. Экспериментальное изучение взаимоотношений детей подросткового возраста………………………….

19

Описание методик

 

Социометрический эксперимент. Метод социометрии……………………………………

20

Определение психологического климата группы, методы диагностики………………

24

Методика «Изучение удовлетворенности подростков жизнью в лагере»………………………

25

Описание результатов…………………………… .

26

Заключение: Выводы и рекомендации……………………

38

Список литературы……………………………………………….

41

Приложения

 

Введение

Природа коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективных отношениях человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном таких отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – происходит дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Поведение подростка в группе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15