Оглавление
|
Введение……………………………………………………………. |
3 |
|
1. Особенности развития коллективных взаимоотношений у детей младшего подросткового возраста | |
|
Психологическая характеристика группы и коллектива | |
|
Социально-психологическая характеристика групп…………………………. |
5 |
|
Коллективность. Отношения между индивидом и группой…………………………. |
9 |
|
Подростковый возраст, особенности формирования коллектива в подростковом возрасте……………………………………………… . |
13 |
|
Особенности организации процесса воспитания в сезонных лагерях…………………. |
16 |
|
2. Экспериментальное изучение взаимоотношений детей подросткового возраста…………………………. |
19 |
|
Описание методик | |
|
Социометрический эксперимент. Метод социометрии…………………………………… |
20 |
|
Определение психологического климата группы, методы диагностики……………… |
24 |
|
Методика «Изучение удовлетворенности подростков жизнью в лагере»……………………… |
25 |
|
Описание результатов…………………………… . |
26 |
|
Заключение: Выводы и рекомендации…………………… |
38 |
|
Список литературы………………………………………………. |
41 |
|
Приложения |
Введение
Природа коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективных отношениях человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном таких отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – происходит дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.
В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Поведение подростка в группе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком.


