Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря
Страница 7

В лагере накапливается положительный опыт коллективистских взаимоотношений, нравственного поведения и коллективного достижения цели.

Глава 2. Экспериментальное изучение взаимоотношений детей подросткового возраста.

Для отслеживания коллективных взаимоотношений в условиях летнего лагеря можно использовать различные программы. Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям:

· простота и процедурная доступность для педагога-организатора, психолога.

· Непродолжительность процедуры по времени и неутолительной для детей.

· Наличие элементов значимости.

Данное исследование проводилось в группе подростков мальчиков в возрасте от 10 до 13 лет, в групповом и индивидуальном режиме. На первом и втором этапе участники эксперимента, по своему желанию рассаживались за общий обеденный стол, таким образом была создана привычная и комфортная обстановка для детей. По завершению группового опроса и предварительной обработки результатов, в ходе индивидуальной беседы уточнялись ответы и мотивы выборов некоторых членов группы.

Исследование было спланировано следующим образом:

1 этап- исследование межличностных взаимоотношений (метод «социометрии») и выяснение социально-психологического климата в группе (метод «семантический дифференциал»).

2 этап- Оценка степени удовлетворенности жизнью в лагере и индивидуальная беседа с некоторыми членами группы.

2.1. Описание методик.

2.1.1.Социометрический эксперимент. Метод социометрии.

Метод социометрии позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы , к которой он принадлежит. Основоположником этого метода является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено)

Социометрия – это процедура, представляющая собой социально-психологический тест. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и групповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы.

В любой социальной группе, наряду официальными или формальными, всегда складываются неофициальные или неформальные отношения, формирующиеся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентацией участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок.

Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы, на выявление, которой, путем наблюдения, потребовалось бы длительное время.

Вопросы, которые задаются при социометрическом методе, называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Социометрическая процедура может проводится в двух формах. Первый вариант-- непараметрическая, испытуемый отвечает на вопросы карточки без ограничения числа выборов.

Достоинством такой процедуры является то, что она позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является вероятность получения случайного выбора. Нередок ответ: «выбираю всех», что в большинстве случаев говорит о равнодушии испытуемого к исследованию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15