Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря
Страница 4

По мнению Макаренко, коллектив – это целеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и предоставляющие его интересы. Коллектив -- часть общества, органически связанная с другими коллективами.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания.

Выделяют следующие психологические механизмы развития коллективных взаимоотношений:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающийся тенденцией интеграции с группой.

2. «психологический обмен»-предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в её жизнедеятельность.

3. «Идиосинкразический кредит»- предоставление группой высокостатустным её членам возможности отклоняться от её норм, вносить изменения в её жизнедеятельность, при условии, что они будут способствовать более полному достижению её целей.

Таким образом, можно заметить закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними.

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

Следовательно, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

1. внегрупповые (физические и социальные)

2. внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

3. внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

4. внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В группах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания.

1.2. Подростковый возраст, особенности формирования коллектива в подростковом возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15