Нарушение письменной речи
Страница 1

ПЛАН

1. Письменная речь.

2. Предпосылки формирования письменной речи.

3. Становление механизмов речи в онтогенезе.

4. Эволюция пространственного различения.

5. Этиология и патогенез нарушений письменной

речи.

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, посколь-

ку письмо и чтение из цели начального обучения превращают-

ся в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

В своей курсовой работе я бы хотела остановится на пред

посылках формирования письма и чтения в норме и механиз-

мах нарушения, приводящих к стойким специфическим ошиб-

кам в письменной речи.

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная более позд-

няя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная , так и письменная речь ( например, если срав-

нить фольклор и художественную литературу) . Если устная речь выделила человека из животного мира , то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила перево-

рот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способ-

ность к абстрактному мышлению.

В понятие письменная речь в качестве равноправных сос-

тавляющих входят чтение и письмо. “Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреп-

лять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков”.

Русское письмо относится к алфавитным системам пись-

ма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших поряд-

ков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания.

“ Только письменность позволяет выйти за ограниченные

пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также сохранить воздействие речи в отсутствие одного из партнеров. Так возникает историческое измерение обществен-

ного самосознания.”

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей вторичной сигнальной системы, но,в от-

личии от устной, письменная речь формируется только в усло-

виях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы склады-

ваются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного пов-

торения образуются динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестических раздражений. Овла-

дение письменной речью представляет собой установление но-

вых связей между словом слышим и произносим , словом види-

мым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается сог-

ласованной работой четырех анализаторов : речедвигательно-

го, речеслухового, зрительного и двигательного.

Кратчайшая единица речи, в соответствии с этим, может быть условно представлена следующим образом:

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗАТОР АНАЛИЗАТОР

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9