ПЛАН
1. Письменная речь.
2. Предпосылки формирования письменной речи.
3. Становление механизмов речи в онтогенезе.
4. Эволюция пространственного различения.
5. Этиология и патогенез нарушений письменной
речи.
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, посколь-
ку письмо и чтение из цели начального обучения превращают-
ся в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
В своей курсовой работе я бы хотела остановится на пред
посылках формирования письма и чтения в норме и механиз-
мах нарушения, приводящих к стойким специфическим ошиб-
кам в письменной речи.
Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная более позд-
няя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная , так и письменная речь ( например, если срав-
нить фольклор и художественную литературу) . Если устная речь выделила человека из животного мира , то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила перево-
рот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способ-
ность к абстрактному мышлению.
В понятие письменная речь в качестве равноправных сос-
тавляющих входят чтение и письмо. “Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреп-
лять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков”.
Русское письмо относится к алфавитным системам пись-
ма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших поряд-
ков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания.
“ Только письменность позволяет выйти за ограниченные
пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также сохранить воздействие речи в отсутствие одного из партнеров. Так возникает историческое измерение обществен-
ного самосознания.”
И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей вторичной сигнальной системы, но,в от-
личии от устной, письменная речь формируется только в усло-
виях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы склады-
ваются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного пов-
торения образуются динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестических раздражений. Овла-
дение письменной речью представляет собой установление но-
вых связей между словом слышим и произносим , словом види-
мым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается сог-
ласованной работой четырех анализаторов : речедвигательно-
го, речеслухового, зрительного и двигательного.
Кратчайшая единица речи, в соответствии с этим, может быть условно представлена следующим образом:

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗАТОР АНАЛИЗАТОР
![]() | ![]() | ||





