Нарушение письменной речи
Страница 7

рошо латерализованный ребенок имеет в своем правшестве или четком левшестве ясные “справочные пункты”, тогда как слабо или перекрестно латерализованный теряет опорные пункты, важные для его конструктивных действий. Связь меж-

ду плохой латерализацией и нарушениями письменной речи имеет опосредованный характер, т.к. решающую роль играет не само состояние латералиты, а связанная с нею несформиро-

ванность пространственных представлений и ориентировок.

Интересно наблюдение М.Куцема и К.Лоная, указавших в качестве одной из причин дислексии на нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне коры головно-

го мозга.

Исследования выявляют также у детей с нарушениями чте

ния и письма в значительном проценте случаев несформиро-

ванность произвольной моторики, недостаточность слухо-мо-

тоных координаций и чувства ритма.

Возможно сочетание дислексии и дисграфии с умственной недостаточностью, снижением слуха или зрения, двуязычием в семье, нерегулярностью школьного обучения. Каждый подоб-

ный случай требует тщательной диагностики.

Обри-Риденеско установила новый патогенетический тип дислексии, при котором ведущими являются аффективные рас-

стройства. Эта точка зрения была развита Гюттоном, который показал роль аффективного феномена в интеграции телесной схемы - в случаях дислексии, патологическую основу которой составляют недостаточность либо запаздывание формирова-

ния схемы тела. Большинство сторонников концепции дислек-

сии как симптома неврологической незрелости также рассмат-

ривают возможность патогенеза , где ведущими являются аф-

фективные нарушения. Сказанное не вызывает сомнений, если помнить, что аффективность является важным двигателем всей психической жизни ребенка.

По данным исследовательской группы Института Клапа-

реда, в основе дислексии можно нередко наблюдать действие отрицательной связи “мать-ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, и который приучается сопротивляться в от-

ношении съестного, приобретает туже манеру и в отношении пищи интеллектуальной. Сопротивление , которое он обнару-

живает при общении с матерью и при случае переносит на пе-

дагога, позволяет порой объяснить механизм дислексии, когда ошибки, обычные для начального периода обучения, продол-

жают удерживаться и в дальнейшим.

Подтверждением значимости первичных эффективных расстройств являются рецидивы дислексии и дисграфии, когда после тревожных событий в семье ребенка уже частично прео-

доленные нарушения чтения и письма обнаруживаются вновь со всеми своими проявлениями.

Значительная задержка в осознании ребенком телесной схемы может иметь различные причины. А.М.Фишо указывает основные из них:

ПРИЧИНЫ

аффективные потрясения; недостаток знаний у ребенка;

недостаточность его моторного развития.

Когда в дальнейшем временно-пространственная органи-

зация усовершенствуется, могут остаться в виде последствий трудности чтения и письма.

Ошибки чтения и письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает, что ни один из патогенетических фак-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9