рошо латерализованный ребенок имеет в своем правшестве или четком левшестве ясные “справочные пункты”, тогда как слабо или перекрестно латерализованный теряет опорные пункты, важные для его конструктивных действий. Связь меж-
ду плохой латерализацией и нарушениями письменной речи имеет опосредованный характер, т.к. решающую роль играет не само состояние латералиты, а связанная с нею несформиро-
ванность пространственных представлений и ориентировок.
Интересно наблюдение М.Куцема и К.Лоная, указавших в качестве одной из причин дислексии на нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне коры головно-
го мозга.
Исследования выявляют также у детей с нарушениями чте
ния и письма в значительном проценте случаев несформиро-
ванность произвольной моторики, недостаточность слухо-мо-
тоных координаций и чувства ритма.
Возможно сочетание дислексии и дисграфии с умственной недостаточностью, снижением слуха или зрения, двуязычием в семье, нерегулярностью школьного обучения. Каждый подоб-
ный случай требует тщательной диагностики.
Обри-Риденеско установила новый патогенетический тип дислексии, при котором ведущими являются аффективные рас-
стройства. Эта точка зрения была развита Гюттоном, который показал роль аффективного феномена в интеграции телесной схемы - в случаях дислексии, патологическую основу которой составляют недостаточность либо запаздывание формирова-
ния схемы тела. Большинство сторонников концепции дислек-
сии как симптома неврологической незрелости также рассмат-
ривают возможность патогенеза , где ведущими являются аф-
фективные нарушения. Сказанное не вызывает сомнений, если помнить, что аффективность является важным двигателем всей психической жизни ребенка.
По данным исследовательской группы Института Клапа-
реда, в основе дислексии можно нередко наблюдать действие отрицательной связи “мать-ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, и который приучается сопротивляться в от-
ношении съестного, приобретает туже манеру и в отношении пищи интеллектуальной. Сопротивление , которое он обнару-
живает при общении с матерью и при случае переносит на пе-
дагога, позволяет порой объяснить механизм дислексии, когда ошибки, обычные для начального периода обучения, продол-
жают удерживаться и в дальнейшим.
Подтверждением значимости первичных эффективных расстройств являются рецидивы дислексии и дисграфии, когда после тревожных событий в семье ребенка уже частично прео-
доленные нарушения чтения и письма обнаруживаются вновь со всеми своими проявлениями.
Значительная задержка в осознании ребенком телесной схемы может иметь различные причины. А.М.Фишо указывает основные из них:
ПРИЧИНЫ

аффективные потрясения; недостаток знаний у ребенка;
недостаточность его моторного развития.
Когда в дальнейшем временно-пространственная органи-
зация усовершенствуется, могут остаться в виде последствий трудности чтения и письма.
Ошибки чтения и письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает, что ни один из патогенетических фак-


