жения и его временного узора; реализацию начертательной стороны письма (контуров букв и того, что составляет сущест-
венную часть почерка). В акте письма непременно имеют мес-
то элементы прилаживания к пространству: квалифицирован-
ная хватка и держание орудия письма, реализация движения кончика пера по поверхности бумаги вдоль действительных или воображаемых линеек и т.п.
Траектория кончика пера при письме не тождественна движениям кончиков пальцев, направляющих перо. “Точные цикло-грамметрические наблюдения движений письма - пишет Н.А.Бернштейн - показывают, что даже кончики пальцев, бли-
жайшие к перу, совершают движения не плоскостные и нас-
только отличные от движений пишущего острия, что след их уже недоступен прочтению . Таким образом, ни одна из точек самой конечности не выписывает в пространстве ни одной бук
вы, а только резко, хотя и закономерно, искаженные их видоиз
менения. Именно эта перешифровка движений и ее автомати-
зация представляют одну из небольших трудностей для начи-
нающего школьника.
Интересно также замечание исследователя о том, что каж-
дый ребенок, независимо от применяемого к нему метода обу-
чения, неизбежно проходит через несколько фаз. На первом этапе обучения обучения школьник пишет крупно, и это связа-
но не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что чем крупнее письмо, тем меньше относи-
тельная разница между движениями кончика пера и движения-
ми самой руки, т.е. тем проще и доступнее перешифровка, и это подтверждено циклографическими наблюдениями. Только по мере освоения этой перешифровки ребенок выучивается пе-
реносить на кончик пера сначала зрительные, а потом и проп-
риоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончику пера любую требуемую траекторию. Бла-
годаря этому, постепенно уменьшается величина выписывае-мых букв. Одновременно с этим процессом совершается и ос-
воение письма по линейке. Движение предплечья, ведущего пе-
ра вдоль строки, постепенно переводится из компетенции зри-
тельного контроля в область проприоцептивного. Тогда ров-
ная расстановка и направленность строк удаляются уже на не-
разграфленной бумаге. Наконец, труднее всего остального, осуществляется овладение собственно скорописью. При этом усилиями по третьей координате,перпендикулярной к плоскос-
ти бумаги. Настоящая скоропись вырабатывается только пу-
тем долгой практики, всегда уже по выходе из отрочества.
Очень важным представляется и положение Н.А.Бернш-
тейна о том, что “на основе накапливаемого опыта постепенно вычленяется какая-то часть внешних воздействий, которая мо-
жет быть в большей или меньше мере учтена заранее. Это соз-
дает возможность предварительных, или прелиминарных кор-
рекций, включаемых в самые начальные моменты данного эпизода движения. В этих случаях прелиминарные коррекции приходят на смену применявшимся до этого вторичным кор-
рекциям, вносившим в движение поправки по мере фактичес-
кого накапливания отклонений”.
По-видимому, указание о формировании навыка предва-
рительных коррекций должно войти в методику обучения пись
му как осознанная задача, для решения которой нужны целе-
направленные педагогические приемы.
Итак, начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства, включающего предс-
тавления об акустическом, артикуляторном, оптическом и ки-
нетическом образе слова.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗЛИЧЕНИЯ
Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и време-
ни и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле.Для проблемы нарушений письменной речи этот воп-
рос имеет существенное значение, ибо, в актах чтения и письма происходит взаимная трансформация пространственной пос-
ледовательности графических знаков и временной последова-
тельности звуковых комплексов . Временной и пространствен-


