Нарушение письменной речи
Страница 8

торов не является решающим, но каждый имеет значение в со-

вокупности с другими. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушений чтения и письма. Эти нарушения основываются на совокупности дис-

функций: недостаточной сформированности речи, ручной уме-

лости, телесной схемы и чувств ритма. Многообразие патоге-

нетических факторов рассматриваемых нарушений позволяет некоторым исследователям утверждать , что нет дислексий, есть дислексики (Руденеско, Трела). Такое разнообразие науч-

ных толкований природы нарушений чтения и письма говорит о сложности данной проблемы.

Тем не менее, продолжаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Новейшая классификация дис-

лексий разработана Р.И.Лалаевой и включает следующие ви-

ды:

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

фонематическую дислексию семантическую дислексию

аграмматическую дислексию оптическую дислексию

мнестическую дислексию

Разработана также и близкая данной классификация дисг

рафий, в которой выделены следующие виды форм:

ФОРМЫ

артикуляторно-акустическая; аграмматическая;

оптическая;

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

дисграфия на основе нарушений фонематического распознава-

ния.

Более убедительная классификация, разработанная фран-

цузской исследовательницей С.Борель-Мэзонни:

- дислексия, связанная с нарушениями устной речи;

- дислексия , вызванная трудностями пространственной ориен-

тировки;

- смешанная форма;

- случаи ложной дислексии.

По моему убеждению, любая классификация лишь тогда подтверждает свою жизнеспособность, когда она становится “рабочим инструментом ” специалистов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. И.Н.Садовникова - Нарушения письменной речи и их прео-

боление у младших школьников - М., 1997.

2. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.

Селеверстовой. В 2-х т. - М., 1997.

3. В.И.Селиверстов - Речевые игры с детьми. - М., 1994.

4. В.Г.Петрова - Развитие речи учащихся вспомогательной

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9