торов не является решающим, но каждый имеет значение в со-
вокупности с другими. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушений чтения и письма. Эти нарушения основываются на совокупности дис-
функций: недостаточной сформированности речи, ручной уме-
лости, телесной схемы и чувств ритма. Многообразие патоге-
нетических факторов рассматриваемых нарушений позволяет некоторым исследователям утверждать , что нет дислексий, есть дислексики (Руденеско, Трела). Такое разнообразие науч-
ных толкований природы нарушений чтения и письма говорит о сложности данной проблемы.
Тем не менее, продолжаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Новейшая классификация дис-
лексий разработана Р.И.Лалаевой и включает следующие ви-
ды:
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
![]() | |||
![]()
фонематическую дислексию семантическую дислексию
![]()
аграмматическую дислексию оптическую дислексию
мнестическую дислексию
Разработана также и близкая данной классификация дисг
рафий, в которой выделены следующие виды форм:
ФОРМЫ
![]() | |||||
![]()
артикуляторно-акустическая; аграмматическая;
оптическая;
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
дисграфия на основе нарушений фонематического распознава-
ния.
Более убедительная классификация, разработанная фран-
цузской исследовательницей С.Борель-Мэзонни:
- дислексия, связанная с нарушениями устной речи;
- дислексия , вызванная трудностями пространственной ориен-
тировки;
- смешанная форма;
- случаи ложной дислексии.
По моему убеждению, любая классификация лишь тогда подтверждает свою жизнеспособность, когда она становится “рабочим инструментом ” специалистов.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. И.Н.Садовникова - Нарушения письменной речи и их прео-
боление у младших школьников - М., 1997.
2. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.
Селеверстовой. В 2-х т. - М., 1997.
3. В.И.Селиверстов - Речевые игры с детьми. - М., 1994.
4. В.Г.Петрова - Развитие речи учащихся вспомогательной




