чедвигательного анализатора: прежде чем звуки появляются в речи, они должны быть дифференцированы на слух. В первые месяцы жизни ребенка звук сопровождает непроизвольную артикуляцию, возникая вслед за движениями органов арти-
куляционного аппарата. В дальнейшем соотношение между звуком и артикуляцией в корме меняется : артикуляция стано-
вится произвольной, соответствуя звуковому выражению.
Образцом произношения для ребенка является речь окру-
жающих. Но на определенном этапе речевого развития ребен-
ку недоступна артикуляция какого-то звука. Ребенок вынуж-
ден временно заменить его одним из артикуляторно близких и доступных звуков. Такой заменитель нередко бывает акусти-
чески далек от слышимого образца. Это акустическое несоот-
ветствие становится стимулом к поиску более совершенного артикуляционного уклада, который соответствовал бы слы-
шимому звуку.В этом процессе обнаруживается ведущая роль слухового восприятия, но при этом вход приближения к иско-
мому звуку подчинен возможностям развития речедвигатель-
ного анализатора. К моменту, когда фонетическая сторона ре-
чи сформирована,слуховой анализатор получает функциональ
ную самостоятельность. Звуки речи как бы уравниваются по степени сложности их различения и воспроизведения.
Звуки речи не существуют обособленно, а лишь в составе слов, слова же - в словосочетаниях, фразах, в потоке речи.
Взаимодействие фонетической и лексико-грамматической сто-
рон речи раскрывается в теории механизмов речи Н.И.Жинки-
на, в соответствии с которой механизм речи включает два ос-
новных звена:
1) образование слов и звуков и 2) составление сообщений из слов. Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов , из которых формируются слова. Во вто-
рой ступени отбора элементов образуется так называемая “ре-
шетка морфем”. По теории Н.И.Жинкина, слова становятся полными только в операции составления сообщений. Весь смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбина-
ции полных слов, а не хранить их в памяти в такой комбина-
ции. Как только предельна тема сообщения, сужается круг лек-
сики. Правила отбора конкретных слов определяются целью данного конкретного сообщения. Все речевые обозначения и их перестройки могут совершаться только материальными слоговыми средствами, т.к. слог - основная произносительная единица языка. Именно поэтому, как считает Н.И.Жинкин, то главное , с чего начинается речевой процесс и чем он заканчи-
вается,есть код речедвижений, и в этом его великая роль на пу-
ти от звука и мысли.
Для овладения письменной речью имеет существенное зна
чение степень сформированности всех сторон речи. Наруше-
ния звукопроизношения, фонематического и лексико-грамма-
тического развития находят отражение в письме в чтении.
В процесс письма активно включается еще глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речед-
вигательного и двигательного компонентов письма приобре-
тает особую важность.
Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую ст-
руктуру.
Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Так, ре-
бенок, приступающий к обучения грамоте , начинает с освое-
ния смысловой стороны письма. В отличие от неграмотного ребенка, который “срисовывает” буквы со всеми особенностя-
ми шрифта, как геометрический узор, начинающий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с начертательными образами слов. Профессор Н.А.Бернштейн отмечал, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов:общий тоничес-
кий фон пишущей руки и всей рабочей позы; вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонная; осуществление округлости дви-


