Нарушение письменной речи
Страница 5

ный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Всеобщая значимость как временных , так и пространственных отношений предметов и явлений обуслов-

лена самим фактом существования всего живого в границах определенного отрезка времени и определенного пространтва.

Уже на первых ступенях развития животного мира появи-

лись специальные органы - анализаторы, отражающие опреде-

ленные отношения во времени и пространстве. По конкретно-

му способу отражения мозгом человека основных форм дви-

жущейся материи выделяют:

- зрительно-пространственное различение;

- слуховое простанственное различение;

- кожно-осязательное пространственное различение;

- костно-мышечное пространственное различение.

Слуховой , зрительный и двигательный анализаторы имеют парное строение. Б.Г.Ананьев указывал, что существует известная биологическая зависимость парности рецепторов, аффективных путей и мозговых концов этих анализаторов от пространственных условий существования организма в окру-

жающей среде. Симметрия в строении и расположении анали-

заторных систем имеет существенное биологическое значение в данных условиях. Как известно, левое полушарие мозга име-

ет в своем подчинении правую половину тела, а правая гемис-

фера - левую половину тела.

Различения человеком пространства формируется на ос-

нове восприятия им собственного тела.Такое восприятие вкла-

дывается из сочетания пространственно- тактильной чувстви-

тельности , мышечно-суставных и органических ощущений. Это комплексное восприятие человеком собственного тела но-

сит название “схемы тела”. Процесс формирования схемы тела у ребенка связан с развитие дифференцирующей работы кору головного мозга. Сенсорно-моторная деятельность направле-

на на установление отношений между движением и соответст-

вующими изменениями в различных сенсорных полях . В пер-

вые месяцы жизни ребенок играет со своими ручками и ножка-

ми, как с любым посторонним предметом.

“Собственное пространство тела” ощущается ребенком, повидимому, только у полости рта. Это “пространство собст-

венного тела” постепенно расширяется по мере формирования произвольных движений ребенка - сначала рук, затем ног. Це-

лостная схема тела складывается не сразу. Установлено , что первые движения ребенка двухсторонние. односторонние дви-

жению наблюдаются лишь спустя много недель после рожде-

ния. Турней, показал, что пока не начнет функционировать пирамидный путь , ребенок, двигая рукой в пределах своего зрительного поля, не обращает на нее внимания. Но как толь-

ко происходит соединение поля зрения и поля действия, взг-

ляд следует за рукой, а затем ее направляет. Действительность пирамидального пучка может обнаружиться только после за-

вершения миэлинизации, что происходит быстрее в коротких путях и позже - в длинных. Исследования Турнея показали,что миэлинизация происходит у правшей в правой стороне, на нес-

колько недель раньше, чем в левой.”

Итак, главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира

становится активное осязание руками вместе со зрением. С вы-

делением ведущей руки осязание руками осуществляется в ус-

ловиях их функционального неравенства.

Исследования Г.А.Литинского, Б.Г.Ананьева, Е.М.Горя-

чевой, М.В. Неймарк, М.Г. Бруксон и др. установили явление функциональной асимметрии в зрительно-пространсвенном и слуховом пространственном различение, т.е. явление ведущего глаза, ведущего уха. Возникающая в ходе онтогенетического развития функциональная асимметрия в работе анализатор-

ных систем, или процесс латерализации, является показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга, признаки того, что установилась доминантная роль одного из полушарий (у правшей - ведущим является левое, у левшей - правое полушарие). при четкой латерализации выявляется предпочтение в использовании одной стороны в работе пар-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9