ный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Всеобщая значимость как временных , так и пространственных отношений предметов и явлений обуслов-
лена самим фактом существования всего живого в границах определенного отрезка времени и определенного пространтва.
Уже на первых ступенях развития животного мира появи-
лись специальные органы - анализаторы, отражающие опреде-
ленные отношения во времени и пространстве. По конкретно-
му способу отражения мозгом человека основных форм дви-
жущейся материи выделяют:
- зрительно-пространственное различение;
- слуховое простанственное различение;
- кожно-осязательное пространственное различение;
- костно-мышечное пространственное различение.
Слуховой , зрительный и двигательный анализаторы имеют парное строение. Б.Г.Ананьев указывал, что существует известная биологическая зависимость парности рецепторов, аффективных путей и мозговых концов этих анализаторов от пространственных условий существования организма в окру-
жающей среде. Симметрия в строении и расположении анали-
заторных систем имеет существенное биологическое значение в данных условиях. Как известно, левое полушарие мозга име-
ет в своем подчинении правую половину тела, а правая гемис-
фера - левую половину тела.
Различения человеком пространства формируется на ос-
нове восприятия им собственного тела.Такое восприятие вкла-
дывается из сочетания пространственно- тактильной чувстви-
тельности , мышечно-суставных и органических ощущений. Это комплексное восприятие человеком собственного тела но-
сит название “схемы тела”. Процесс формирования схемы тела у ребенка связан с развитие дифференцирующей работы кору головного мозга. Сенсорно-моторная деятельность направле-
на на установление отношений между движением и соответст-
вующими изменениями в различных сенсорных полях . В пер-
вые месяцы жизни ребенок играет со своими ручками и ножка-
ми, как с любым посторонним предметом.
“Собственное пространство тела” ощущается ребенком, повидимому, только у полости рта. Это “пространство собст-
венного тела” постепенно расширяется по мере формирования произвольных движений ребенка - сначала рук, затем ног. Це-
лостная схема тела складывается не сразу. Установлено , что первые движения ребенка двухсторонние. односторонние дви-
жению наблюдаются лишь спустя много недель после рожде-
ния. Турней, показал, что пока не начнет функционировать пирамидный путь , ребенок, двигая рукой в пределах своего зрительного поля, не обращает на нее внимания. Но как толь-
ко происходит соединение поля зрения и поля действия, взг-
ляд следует за рукой, а затем ее направляет. Действительность пирамидального пучка может обнаружиться только после за-
вершения миэлинизации, что происходит быстрее в коротких путях и позже - в длинных. Исследования Турнея показали,что миэлинизация происходит у правшей в правой стороне, на нес-
колько недель раньше, чем в левой.”
Итак, главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира
становится активное осязание руками вместе со зрением. С вы-
делением ведущей руки осязание руками осуществляется в ус-
ловиях их функционального неравенства.
Исследования Г.А.Литинского, Б.Г.Ананьева, Е.М.Горя-
чевой, М.В. Неймарк, М.Г. Бруксон и др. установили явление функциональной асимметрии в зрительно-пространсвенном и слуховом пространственном различение, т.е. явление ведущего глаза, ведущего уха. Возникающая в ходе онтогенетического развития функциональная асимметрия в работе анализатор-
ных систем, или процесс латерализации, является показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга, признаки того, что установилась доминантная роль одного из полушарий (у правшей - ведущим является левое, у левшей - правое полушарие). при четкой латерализации выявляется предпочтение в использовании одной стороны в работе пар-


