


РЕЧЕСЛУХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗАТОР АНАЛИЗАТОР
А.Р.Лурия определял чтение как особую форму импрес-сивной речи, а письмо - как особую форму экспрессивной ре-чи, отмечая, что письмо (в любой его форме ) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует заторможению всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т.п.). Письмо включает ряд специальных опера-ций:
* анализ звукового состояния слова, подлежащего записи. Первое условие письма - определение последовательности звуков в слове.
Второе - уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные ре-
чевые звуки - фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем учас
тии артикуляции;
* перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зритель-
ные схемы графических знаков с учетом пространственного
расположения их элементов;
* “перешифровка” зрительных схем букв в кинетическую систе
му последовательных движений, необходимых для записи
(графемы переводятся в кинемы).
Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-висично-затылочная область). Мор-
фологически третичные зоны окончательно формируются на 10-ом-11-ом году жизни.Мотивационный уровень письма обес-
печивается лобными долями коры головного мозга. Включе-
ние их в функциональную систему письма обеспечивает созда-
ние замысла, который удерживается посредством внутренней речи.
Удержание в памяти информации обеспечивается целост-
ной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р.Лурия, “удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на раз
ных стадиях развития двигательного навыка. На первых эта-
пах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова,а иногда и на поиски нужной графемы.В сложив-
шимся навыке письма эти моменты отступают на задний план. при записи хорошо автоматизированных слов письмо превра-
щается в плавные кинетические стереотипы”.
Рассмотрим кратко тот круг вопросов , который позво-
ляет проследить воздействие ряда онтогенетических факторов на формирование письменной речи , а именно: становление механизмов устной речи и эволюция пространственного раз-
личения у нормально развивающего ребенка.
Первый ряд вопросов связан с тем, что письменная речь использует готовые механизмы устной речи.
Выделение второго ряда вопросов связано с пониманием того, что в определенном смысле процесс чтения включает пе-
ревод пространственной последовательности графических зна-
ков во временную последовательность звуковых комплексов, а процесс письма на этапе осуществления записи требует преоб-
разования временной последовательности звуков в пространст
венную последовательность графических знаков.
СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Сенсорно-моторной основой психического развития ре-
бенка являются те координации, которые возникают между слухом и голосом. Формирование речевой функции в онтоге-
незе происходит по определенным закономерностям, опреде-
ляющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).
Изучению вопроса о функциональном взаимодействии речедвигательного и речеслухового анализаторов в процессе формирования устной речи посвящены труды А.Н.Гвоздева, Н.Х.Швачкина, Н.И.Красногорского, В.И.Бельтюкова, А.Вал-
лона и др. исследователей. Функция слухового анализатора формируется у ребенка значительно раньше, чем функция ре-


