Нарушение письменной речи
Страница 6

ных сенсорно-моторных органов - единообразно : при правос-

торонней латералите - правой руки, ноги, правого глаза, уха; при левосторонней - левых рецепторов. Перекрестная , или по-

рочная, латерализация обнаруживает себя в случаях, когда у ребенка, например, при ведущей правой руке, ведущим являет-

ся левый глаз и т.п. Если обследование не выявляет предпочте-

ния в работе парных сенсорно-моторных органов , то можно говорить о задержке в формировании процесса латерализации, что в свою очередь указывает на то, что не установилась доми-

нантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Термин “доминантное полушарие” справедлив, главным обра-

зом, в отношении речевой функции, т.к. у большинства людей, являющихся правшами, речевые зоны коры головного мозга расположены в левом полушарии (а у левшей - в правом).В от-

ношении же других психических функций правильнее гово-

рить о специализации в согласованной деятельности обоих полушарий головного мозга.

Процесс “дифференциации собственного тела”, т.е. уста-

новления латералиты, завершается , в основном, к шести го-

дам.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Частичное расстройство процессов чтения и письма обоз-

начают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симп-

томом является наличие стойких специфических ошибок, воз-

никновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения , ни с регуляр-

ностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Этиологическое исследование нарушений письменной ре-

чи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, ибо факто-

ры, вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступле-

ния ребенка в школу могут отойти на второй план.

Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возникших одновременно или последовательно.

Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены за-

держкой в формировании определенных функциональных сис-

тем, важных для освоения письменной речи, вследствие вред-

ностей, действовавших в различные периоды развития ребен-

ка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органи-

ческих речевых расстройствах.Некоторые исследователи отме-

чают наследственную предрасположенность к дислексии, ког-

да передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Ле-

виной, трактующей нарушения чтения и письма как проявле-

ние системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях.

Исследования последних десятилетий доказывают, что не-

редко одной из причин рассматриваемых нарушений чтения и письма являются трудности становления процесса латерализа-

ции. Несформированная в срок, а также перекрестно сложив-

шаяся латералита обнаруживает, что не остановилась доми-

нантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Это может явиться причиной нарушений речевого развития. В случаях задержки процесса латерализации и при различных формах “ конфликта доминирования ” затруднен корковый контроль за многими видами деятельности. Так, письмо пра-

вой рукой у ребенка - левши может страдать из-за снижения аналитико - синтетических способностей подчиненной гемис-

феры.

Дислексия и дисграфия могут быть следствием расстройст

ва, имеющего место в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени, ибо важнейший фактор дислексии и дисграфии заключается в труд

ности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

Н.Гранжон и Ж. Ажариагерра выражают мнение, что хо-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9