ных сенсорно-моторных органов - единообразно : при правос-
торонней латералите - правой руки, ноги, правого глаза, уха; при левосторонней - левых рецепторов. Перекрестная , или по-
рочная, латерализация обнаруживает себя в случаях, когда у ребенка, например, при ведущей правой руке, ведущим являет-
ся левый глаз и т.п. Если обследование не выявляет предпочте-
ния в работе парных сенсорно-моторных органов , то можно говорить о задержке в формировании процесса латерализации, что в свою очередь указывает на то, что не установилась доми-
нантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Термин “доминантное полушарие” справедлив, главным обра-
зом, в отношении речевой функции, т.к. у большинства людей, являющихся правшами, речевые зоны коры головного мозга расположены в левом полушарии (а у левшей - в правом).В от-
ношении же других психических функций правильнее гово-
рить о специализации в согласованной деятельности обоих полушарий головного мозга.
Процесс “дифференциации собственного тела”, т.е. уста-
новления латералиты, завершается , в основном, к шести го-
дам.
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Частичное расстройство процессов чтения и письма обоз-
начают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симп-
томом является наличие стойких специфических ошибок, воз-
никновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения , ни с регуляр-
ностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.
Этиологическое исследование нарушений письменной ре-
чи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, ибо факто-
ры, вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступле-
ния ребенка в школу могут отойти на второй план.
Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возникших одновременно или последовательно.
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены за-
держкой в формировании определенных функциональных сис-
тем, важных для освоения письменной речи, вследствие вред-
ностей, действовавших в различные периоды развития ребен-
ка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органи-
ческих речевых расстройствах.Некоторые исследователи отме-
чают наследственную предрасположенность к дислексии, ког-
да передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Ле-
виной, трактующей нарушения чтения и письма как проявле-
ние системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях.
Исследования последних десятилетий доказывают, что не-
редко одной из причин рассматриваемых нарушений чтения и письма являются трудности становления процесса латерализа-
ции. Несформированная в срок, а также перекрестно сложив-
шаяся латералита обнаруживает, что не остановилась доми-
нантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Это может явиться причиной нарушений речевого развития. В случаях задержки процесса латерализации и при различных формах “ конфликта доминирования ” затруднен корковый контроль за многими видами деятельности. Так, письмо пра-
вой рукой у ребенка - левши может страдать из-за снижения аналитико - синтетических способностей подчиненной гемис-
феры.
Дислексия и дисграфия могут быть следствием расстройст
ва, имеющего место в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени, ибо важнейший фактор дислексии и дисграфии заключается в труд
ности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
Н.Гранжон и Ж. Ажариагерра выражают мнение, что хо-


