Образ отца в представлении детей из неполных семей
Страница 10

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре своего рода водоразделом. С одной стороны находятся те, кто разделяет точку зрения Б. Малиновский (1962), который утверждал, что самое важное моральное и юридическое правило относительно психологического положения сыновства в том, что ни один ребёнок не должен приходить в мир без мужчины – единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребёнком и окружающим миром. Он пояснил, что это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законнорожденности, и что ребёнку необходим отец, точно так же, как и мать. Потому что группа, состоящая из женщины и её потомства, социологически неполноценна и незаконна.

С другой стороны выстраиваются те, кто пытается определить отцовство по-новому. В своём позитивном выражении это определение объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке – первоисточником социального зла (Т. Гоббс, 1968).

То, как общество станет решать проблему узаконенного отцовства, имеет решающее значение, потому что от этой функции зависит семья, общество и цивилизация. Д. Бленкенхорн (1995), сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гидлер (1992), занимающийся философией экономики, полагают, что брак и вытекающее из него отцовства – это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивные наклонности и привязывая поведение к фундаментальным целям общества, преимущественно к защите и её обеспечению.

Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности мужчины. Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребёнком полностью созревают мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Переживание отцовской любви приводит к развитию в человеке таких качеств, как исполнительность, ответственность.

Отцовство формирует основу самого насущного требования общества социализации мужчин, связывая их обстоятельствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое, в свою очередь, определяет будущее самого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, даёт ребёнку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей “передачей культуры”, осуществлять которую отец определённо способен. Родительский вклад также даёт ежедневную подпитку: пищей, игрой, сказкой на ночь и т.д. (Д. Блэнкехорн, 1995).

“Инстинкт отцовства” предполагает наличие комплекса врождённых реакции, предопределяющих поведение отца в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Только ожидаемый или новорожденный ребёнок уже даёт отцу возможность почувствовать наличие “отцовского инстинкта”, ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считают, что отец в этом процессе также подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у него самого не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, то для него возрастает риск психопатологических нарушений.

Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определённому типу культуры, а не биологическую функцию. И. С. Кон условно делит человеческие культуры на “отцовские” (в которых такая роль мужчины значительна), и “безотцовские” (где мужчина в большей мере выступает как самец, чем отец). “Безотцовские культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее тёплыми отношениями между всеми членами семьи.

В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение иное. Как работает отец, дети не видят. А количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26