ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РИСОВАНИИ ФИГУР АВТОРА И СИБЛИНГА
Отрицательное отношение к себе или к сиблингу ребенок может выразить через недетализированное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение. Так, автор может тщательно изобразить себя, в красивой одежде, до деталей прорисовывать свою фигуру, возвращаться к ней в процессе рисования, поправлять и дополнять ее, а сиблинга нарисовать всего несколькими штрихами, в неряшливой одежде. Это служит признаком конкуренции между сиблингами. Об этом же можно говорить, если автор наряжает сиблинга в праздничные, броские, фантастические наряды, а на своей фигуре долго не останавливается. С помощью штриховки, нажима, темных тонов показывается наличие конфликта. Интерпретаторы в данном случае обращают внимание на то, что особенно выделено, пытаются определить функции той части тела, которую автор отвергает. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНЦИИ НА РИСУНКЕ
О конкуренции может говорить изображение сиблинга между солнцем или другим источником света и автором. Источники света символизируют тепло, защиту, поэтому фигура, мешающая автору пользоваться этим, рассматривается как препятствие для получения в полной мере защиты и опеки. В редких случаях дети прямо изображают ссоры, борьбу, драки, соревнования с братьями и сестрами. Прямым символом конкуренции является изоляция сиблинга от остальных членов семьи, заключение его в замкнутое пространство (кровать, коляска), изображение опасных для его жизни предметов, затемнение области около сиблинга. Последние признаки можно рассматривать не только как конкуренцию, но и как проявление гнева, агрессии по отношению к нему. Бывает, что графически обособлены оба ребенка. Нередко отношения здесь амбивалентны. С одной стороны, по замыслу автора они выступают единой группой, а с другой — между ними существует напряжение и соперничество. А.И. Захаров отмечает, что с известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых, насыщенных цветов указывает на высокий жизненный тонус автора и его оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность выражаются в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, пересекающихся линий.
Таблица№4
Схема анализа «Рисунок семьи»
| № п/п | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
| 1 |
Общие размер рисунка (его площадь) | |
| 2 |
Количество членов семьи | |
| 3 |
Соответствующие размеры членов семьи | |
|
мать | ||
|
отец | ||
|
сестра | ||
|
брат | ||
|
дедушка | ||
|
бабушка и т. д. | ||
| 4 |
Расстояние между членами семьи | |
|
Наличие каких-либо предметов между ними | ||
| 5 |
Наличие животных | |
| 6 |
В виде изображения: | |
|
схематическое изображение | ||
|
реалистическое изображение | ||
|
эстетическое изображение | ||
|
в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. | ||
|
метафорическое изображение | ||
|
В движении, действии | ||
| 7 |
Степень проявления положительны эмоций (в балах 1,2,3…) | |
|
Степень проявления негативных эмоций (в балах 1,2,3) | ||
|
Степень аккуратности исполнения (1,2,3) |


