По результатам (см. таблица3) исследования родителей детей из неполных семей можно говорить о том, что они относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к своему чаду (ведь именно это ребенку сейчас необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верит в высокие возможности своего ребенка. Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними много времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы. Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них. Наибольшую оценку родители из двух групп получили по шкале «принятие — отвержение». Практически одинакова кооперация. Родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе, чем родители из неполных семей, они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей. В целом можно сделать вывод, что различия у детей из полных и неполных семей в эмоциональном состоянии не могут быть связаны с особенностями отношений в семье, так как родители с любовью и заботой относятся к детям обеих групп.
Таблица 3– Результаты теста-опросника детско-родительских отношений
|
семья |
Принятие-отвержение |
кооперация |
симбиоз |
Гиперсоциализация |
Инфантилизация | ||||
|
Семья не полная 1 |
7б (3,79%) |
4б(12,29%) |
4б(74,97%) |
6б(95,76%) |
7б(100%) | ||||
|
Семья не полная 2 |
7б (3,79%) |
5б(19,22%) |
4б(74,97%) |
5б(83,79%) |
5б(96,83%) | ||||
|
Семья не полная 3 |
7б (3,79%) |
2б(5,67%) |
3б(57,96%) |
6б(95,76%) |
2б(70,25%) | ||||
|
Семья не полная 4 |
12б(77,21%) |
7б(48,82%) |
6б(92,93%) |
6б(95,76%) |
2б(70,25%) | ||||
|
Семья не полная 5 |
19б(95,5%) |
2б(5,67%) |
6б(92,93%) |
2б(32,13%) |
1б(45,57%) | ||||
|
Семья не полная 6 |
6б (0,63%) |
3б(9,77%) |
3б(57,96%) |
7б(100%) |
7б(100%) | ||||
|
Семья не полная 7 |
6б (0,63%) |
2б(5,67%) |
1б(19,53%) |
4б(69.30%) |
2б(70,25%) | ||||
|
Семья не полная 8 |
19б(95,5%) |
1б(3,46%) |
4б(74,97%) |
3б(53,87%) |
0б(14,55%) | ||||
|
Семья не полная 9 |
10б(53,79%) |
7б(48,82%) |
3б(57,96%) |
4б(69.30%) |
1б(45,57%) | ||||
|
Семья не полная10 |
11б(68,35%) |
6б(31,19%) |
6б(92,93%) |
4б(69.30%) |
2б(70,25%) | ||||
|
Средний % | |||||||||
|
Семья полная 1 |
10б(53,79%) |
7б(48,82%) |
6б(92,93%) |
7б(100%) |
1б(45,57%) | ||||
|
Семья полная 2 |
30б (100%) |
7б(48,82%) |
6б(92,93%) |
6б(95,76%) |
0б(14,55%) | ||||
|
Семья полная 3 |
28б(100%) |
7б(48,82%) |
7б(96,65%) |
2б(32,13%) |
1б(45,57%) | ||||
|
Семья полная 4 |
5б(0%) |
8б(80,93%) |
5б(86,63%) |
3б(53,87%) |
0б(14,55%) | ||||
|
Семья полная 5 |
4б(0%) |
8б(80,93%) |
6б(92,93%) |
2б(32,13%) |
0б(14,55%) | ||||
|
Семья полная 6 |
8б(12,02%) |
8б(80,93%) |
5б(86,63%) |
4б(69.30%) |
0б(14,55%) | ||||
|
Семья полная 7 |
31б(100%) |
8б(80,93%) |
7б(96,65%) |
4б(69.30%) |
0б(14,55%) | ||||
|
Семья полная 8 |
20б(97,46%) |
7б(48,82%) |
4б(74,97%) |
2б(32,13%) |
1б(45,57%) | ||||
|
Семья полная 9 |
27б(100%) |
4б(12,29%) |
4б(74,97%) |
7б(100%) |
2б(70,25%) | ||||
|
Семья полная10 |
31б(100%) |
8б(80,93%) |
4б(74,97%) |
2б(32,13%) |
1б(45,57%) | ||||
|
Средний % | |||||||||


