Таблица№2- Особенности изображения Я-фигуры у детей из полных и неполных семей, %
| Х а р а к т е р р и с у н к а |
| Полные и неполные семьи |
| Я ОДИН |
Я СРЕДИ РОДСТВЕННИКОВ
| ОТСУТСТВИЕ Я-ФИГУРЫ |
| 16,2 14,0 9,4 16,7 25,5 8,1 | 72,8 72,0 74,0 67,7 57,4 77,6 | 15,0 14,0 16,6 15,6 17,1 14,3 |
Рисунки подобного типа могут свидетельствовать об отчуждении и переживании одиночества. По данным психологов, отсутствие члена семьи (в частности, матери) отражает негативное отношение к нему, символическое отвержение. Приведенные результаты могут свидетельствовать о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества в семье, чем другие дети. Остановимся теперь на качественных особенностях изображений себя в детских рисунках семьи. Рассматривая изображения Я-фигуры на рисунках детей из полных и неполных семей, мы не обнаружили существенных различий в величине Я-фигуры (в обеих выборках дети рисуют себя примерно одного размера с остальными). Некоторые различия наблюдались в порядке изображения себя: дети из полных семей несколько чаще рисуют себя первыми (как мальчики, так и девочки) и реже - последними. Следует отметить значительно более низкую прорисованность Я-фигуры у детей из неполных семей. Причем наиболее низкие показатели по этому параметру встречаются у мальчиков: только в 12 % случаев зафиксирована хорошая прорисованность изображения себя и в 34 % случаев - плохая. У девочек соответствующие данные - 41 и 29 %. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что образ себя у детей из неполных семей более схематичен. Данные детских рисунков могут говорить о сниженной самооценке и негативном самоощущении ребенка из неполной семьи; в особенности это касается мальчиков. Итак, полученные результаты могут свидетельствовать о существенных различиях в эмоциональном самоощущении детей, растущих в полных и неполных семьях. Причем эти различия зависят от пола ребенка: если показатели девочек из неполных семей в большинстве случаев достаточно близки к соответствующим данным их ровесниц из полных семей, то показатели мальчиков в двух выборках существенно различаются. Эти различия, по нашим данным, заключаются в следующем: - эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек; - эта группа находится в достаточно сложной ситуации эмоциональной изоляции: их связи с матерью и старшими членами семьи являются менее тесными, чем у девочек; - однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя говорят о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки и чем их сверстники из полных семей. Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте детей мужского пола, живущих с одинокой матерью. Однако возникает вопрос: ограничивается ли этот дискомфорт рамками семьи или же он распространяется и на другие сферы жизнедеятельности ребенка? С одной стороны, можно предположить, что одинокая мать, расставшись с мужем, подсознательно переносит свои проблемы на сына, идентифицируя его с отцом. В этом случае эмоциональная изоляция, которую испытывает мальчик, связана, в основном, с его отношениями с матерью и не затрагивает сферы общения с другими людьми. Но, с другой стороны, можно думать, что сниженное эмоциональное самоощущение мальчика, растущего без отца, имеет более глубинный характер и отражается на самых разных аспектах его жизни, в том числе на сфере отношений со сверстниками в школе.
2.2.2.Диагностика стиля родительского отношения в полных и неполных семьях