Образ отца в представлении детей из неполных семей
Страница 15

Остановимся теперь на особенностях изображения отца. Естественно, что дети, живущие без отца, изображают его на рисунке семьи значительно реже, чем дошкольники из полных семей. Вместе с тем дети из неполных семей все же достаточно часто (около 40 % случаев) изображают отца в составе семьи, причем различий между мальчиками и девочками здесь практически нет. В то же время мальчики из неполных семей в два раза чаще, чем девочки, изображают фигуру отца первой (у детей из полных семей никаких половых различий по этому показателю нет). Однако прорисованность этого персонажа у мальчиков крайне низкая. В большинстве случаев (97 %) он изображается одним контуром и весьма схематично; какие-либо детали одежды или фигуры отсутствуют; часто не прорисовано лицо: нет глаз или зрачков глаз, или рта. В отличие от этого девочки из неполных семей, как и их сверстники обоего пола из полных семей, достаточно часто хорошо прорисовывали фигуру отца. Если сопоставить прорисованность фигуры матери и отца у мальчиков, то можно видеть, что у мальчиков из полных семей хорошая прорисованность обоих родителей встречается одинаково часто, в то время как мальчики из неполных семей прорисовывают фигуру матери примерно в черте раза чаще, чем отца. Интересные различия в рисунках детей из разных выборок получены относительно изображения старших членов семьи - бабушек и дедушек. Следует отметить, что в рисунках детей из полных семей эти персонажи присутствуют достаточно редко (в 12,7 % случаев), тогда как дети из неполных семей изображают их гораздо чаще (32 %), причем девочки рисуют их почти в три раза чаще, чем мальчики (44 и 15,2 % соответственно). Девочки значительно чаще (в семь раз) изображают старших членов семьи первыми и лучше прорисовывают их фигуры. Хорошая прорисованность этих персонажей наиболее часто наблюдается именно у девочек из неполных семей (16,7 %, в то время как у девочек из полных семей только в 4,3 %).

Эти факты свидетельствуют о том, что для многих девочек из неполных семей особую значимость имеют фигуры бабушки и дедушки, в отличие от мальчиков, которые изображают их значительно реже и плохо прорисовывают. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существенных различиях между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым. Во-первых, зафиксированы существенные различия в отношениях с матерью у мальчиков и девочек из неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью у девочек, в то время как рисунки мальчиков демонстрируют достаточно напряженные и конфликтные отношения с матерью. Во-вторых, обнаружены существенные различия в отношениях детей с отцом, хотя мальчики рисуют отца так же часто, как девочки, они чаще изображают его первым. Важно отметить, что изображение отца у подавляющего большинства мальчиков (в отличие от девочек) является контурным и схематичным. Это может говорить об особой значимости фигуры отца для многих мальчиков, о его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения может свидетельствовать о том, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, не источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным символическим образом, недосягаемым и в то же время угрожающим. Можно предположить, что, оставаясь значимым персонажем, он не вызывает у них положительных чувств. В-третьих, девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует. Эти данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым. Рассмотрим теперь, как эта картина отношений с близкими взрослыми отражается на представлении ребенка о себе, которое на рисунке семьи проявляется в общем сюжете рисунка и в особенностях изображения Я-фигуры. При анализе сюжетов в рисунках семьи главное внимание уделялось семейному контексту (окружению), в котором ребенок изображает самого себя. По этому признаку были выделены три типа рисунков: 1) "Я в одиночестве" - на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи; 2) "Я среди родственников" - ребенок изображает себя среди других членов семьи: мамы, папы, братьев и сестер и других; 3) "отсутствие Я-фигуры" - ребенок не изображает себя на рисунке, отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство неадекватности, непринадлежности к семье. Рассмотрим относительную частоту встречаемости данных сюжетов в разных выборках детей. Как можно видеть из табл. 2, на большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры в обеих выборках наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых ребенок изображает одного себя. Причем эти расхождения наблюдаются только среди мальчиков: если показатели девочек из полных и неполных семей практически совпадают, то в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая Я-фигура встречается почти в два раза чаще, чем в полных (25,5 и 14 %). Известно, что однофигурные композиции в детских рисунках отражают трудности ребенка в общении, в чувстве отвержения и неприятия ребенка со стороны окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26