Остановимся теперь на особенностях изображения отца. Естественно, что дети, живущие без отца, изображают его на рисунке семьи значительно реже, чем дошкольники из полных семей. Вместе с тем дети из неполных семей все же достаточно часто (около 40 % случаев) изображают отца в составе семьи, причем различий между мальчиками и девочками здесь практически нет. В то же время мальчики из неполных семей в два раза чаще, чем девочки, изображают фигуру отца первой (у детей из полных семей никаких половых различий по этому показателю нет). Однако прорисованность этого персонажа у мальчиков крайне низкая. В большинстве случаев (97 %) он изображается одним контуром и весьма схематично; какие-либо детали одежды или фигуры отсутствуют; часто не прорисовано лицо: нет глаз или зрачков глаз, или рта. В отличие от этого девочки из неполных семей, как и их сверстники обоего пола из полных семей, достаточно часто хорошо прорисовывали фигуру отца. Если сопоставить прорисованность фигуры матери и отца у мальчиков, то можно видеть, что у мальчиков из полных семей хорошая прорисованность обоих родителей встречается одинаково часто, в то время как мальчики из неполных семей прорисовывают фигуру матери примерно в черте раза чаще, чем отца. Интересные различия в рисунках детей из разных выборок получены относительно изображения старших членов семьи - бабушек и дедушек. Следует отметить, что в рисунках детей из полных семей эти персонажи присутствуют достаточно редко (в 12,7 % случаев), тогда как дети из неполных семей изображают их гораздо чаще (32 %), причем девочки рисуют их почти в три раза чаще, чем мальчики (44 и 15,2 % соответственно). Девочки значительно чаще (в семь раз) изображают старших членов семьи первыми и лучше прорисовывают их фигуры. Хорошая прорисованность этих персонажей наиболее часто наблюдается именно у девочек из неполных семей (16,7 %, в то время как у девочек из полных семей только в 4,3 %).
Эти факты свидетельствуют о том, что для многих девочек из неполных семей особую значимость имеют фигуры бабушки и дедушки, в отличие от мальчиков, которые изображают их значительно реже и плохо прорисовывают. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существенных различиях между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым. Во-первых, зафиксированы существенные различия в отношениях с матерью у мальчиков и девочек из неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью у девочек, в то время как рисунки мальчиков демонстрируют достаточно напряженные и конфликтные отношения с матерью. Во-вторых, обнаружены существенные различия в отношениях детей с отцом, хотя мальчики рисуют отца так же часто, как девочки, они чаще изображают его первым. Важно отметить, что изображение отца у подавляющего большинства мальчиков (в отличие от девочек) является контурным и схематичным. Это может говорить об особой значимости фигуры отца для многих мальчиков, о его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения может свидетельствовать о том, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, не источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным символическим образом, недосягаемым и в то же время угрожающим. Можно предположить, что, оставаясь значимым персонажем, он не вызывает у них положительных чувств. В-третьих, девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует. Эти данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым. Рассмотрим теперь, как эта картина отношений с близкими взрослыми отражается на представлении ребенка о себе, которое на рисунке семьи проявляется в общем сюжете рисунка и в особенностях изображения Я-фигуры. При анализе сюжетов в рисунках семьи главное внимание уделялось семейному контексту (окружению), в котором ребенок изображает самого себя. По этому признаку были выделены три типа рисунков: 1) "Я в одиночестве" - на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи; 2) "Я среди родственников" - ребенок изображает себя среди других членов семьи: мамы, папы, братьев и сестер и других; 3) "отсутствие Я-фигуры" - ребенок не изображает себя на рисунке, отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство неадекватности, непринадлежности к семье. Рассмотрим относительную частоту встречаемости данных сюжетов в разных выборках детей. Как можно видеть из табл. 2, на большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры в обеих выборках наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых ребенок изображает одного себя. Причем эти расхождения наблюдаются только среди мальчиков: если показатели девочек из полных и неполных семей практически совпадают, то в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая Я-фигура встречается почти в два раза чаще, чем в полных (25,5 и 14 %). Известно, что однофигурные композиции в детских рисунках отражают трудности ребенка в общении, в чувстве отвержения и неприятия ребенка со стороны окружающих.


