Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития
1.1. Состояние познавательного развития детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет)
Познавательная деятельность детей, прежде всего младенческого возраста, качественно отличается от познавательной деятельности взрослого.
Во-первых, она не выделяется как особая, специфическая деятельность, а проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т. д. Именно поэтому задача развития познавательной активности малыша не менее значима, чем укрепление его здоровья и создание необходимых условий для полноценного физического и эмоционально-психического развития. [24]
Во-вторых, взрослый человек способен определить круг собственных интересов и, стремясь познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствия, закономерности. Ребенок первого года жизни не способен к такой сложной деятельности, но начало уже положено: он проявляет интерес ко всему окружающему.
Внимание младенца привлекает, как правило, все движущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами. Но наибольший интерес ребенок проявляет не к предметам, а ко взрослому человеку, который берет его на руки, переносит с места на место, разговаривает с ним, улыбается ему, показывает игрушки, совершает различные действия с разными предметами. Установлено, что лицо человека, его речь являются для ребенка наиболее значимыми по сравнению со всеми другими «сигналами» из окружающего мира, т. е. уже на первом месяце жизни ребенок выделяет из всей многообразной действительности человека, особым образом реагируя на его эмоциональные проявления, речевое общение, действия. [24]
Первые проявления познавательной активности ребенка связаны с ориентировочными реакциями,на основе которых возникают сначала отклик на воздействие извне, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами. При этом активность ребенка поддерживается таким свойством ориентировочных реакций, как способность возникать при появлении каждого нового объекта. Не случайно ориентировочные реакции иначе называются «реакциями на новизну». Именно этой функцией мозга и объясняется неиссякаемый интерес ребенка к окружающему его миру, который для него так велик и многообразен, что в первые месяцы жизнь ребенка представляет собой цепь бесчисленных, сменяющих друг друга ориентировочных реакций.
Первые знания об окружающем мире у детей складываются в процессе освоения близлежащего пространства (кроватка, манеж, комната, детская площадка и т. п.), поэтому так важна организация предметной среды. Ориентировочные реакции возникают у ребенка уже на первом месяце жизни и являются объективным условием его полноценного развития. Взрослые замечают, как день за днем меняется выражение глаз младенца, с каким упорством и настойчивостью тянется он ко всему, что привлекает его внимание, хотя и не может выразить свое желание.
Первый год жизни — это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка: в этот период формируются голосовые реакции и речевой слух. [25]
Развитие речи тесно связано с освоением окружающего мира. Речевая активность ребенка проявляется на фоне совершенствования его зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоциональных контактов со взрослым, усиления двигательной активности. Для выработки зрительных и слуховых реакций в первые три месяца следует, ласково разговаривая с малышом, добиваться, чтобы он сосредоточил свой взгляд на лице взрослого или на предмете, издающем звук. Постепенно развивается эмоционально-выразительное поведение (комплекс оживления): ребенок совершает движения руками и ногами, улыбается и произносит гортанные звуки (гуканье: «гы», «кхы»).


