Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Страница 2

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

1.1. Состояние познавательного развития детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет)

Познавательная деятельность детей, прежде всего младенческого возраста, качественно отличается от познавательной деятельности взрослого.

Во-первых, она не выделяется как особая, специфиче­ская деятельность, а проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с дру­гими ведущими линиями развития ребенка. Это опреде­ляется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладе­нием речью, приобретением первых социальных навыков и т. д. Именно поэтому задача развития познавательной активности малыша не менее значима, чем укрепление его здоровья и создание необходимых условий для пол­ноценного физического и эмоционально-психического раз­вития. [24]

Во-вторых, взрослый человек способен определить круг собственных интересов и, стремясь познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть при­чины, следствия, закономерности. Ребенок первого года жизни не способен к такой сложной деятельности, но на­чало уже положено: он проявляет интерес ко всему ок­ружающему.

Внимание младенца привлекает, как правило, все дви­жущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами. Но наиболь­ший интерес ребенок проявляет не к предметам, а ко взрослому человеку, который берет его на руки, перено­сит с места на место, разговаривает с ним, улыбается ему, показывает игрушки, совершает различные действия с разными предметами. Установлено, что лицо человека, его речь являются для ребенка наиболее значимыми по сравнению со всеми другими «сигналами» из окружаю­щего мира, т. е. уже на первом месяце жизни ребенок вы­деляет из всей многообразной действительности челове­ка, особым образом реагируя на его эмоциональные проявления, речевое общение, действия. [24]

Первые проявления познавательной активности ребен­ка связаны с ориентировочными реакциями,на основе которых возникают сначала отклик на воздействие из­вне, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами. При этом активность ребенка поддерживается таким свойством ориентировочных ре­акций, как способность возникать при появлении каж­дого нового объекта. Не случайно ориентировочные ре­акции иначе называются «реакциями на новизну». Именно этой функцией мозга и объясняется неиссякаемый инте­рес ребенка к окружающему его миру, который для не­го так велик и многообразен, что в первые месяцы жизнь ребенка представляет собой цепь бесчисленных, сменяю­щих друг друга ориентировочных реакций.

Первые знания об окружающем мире у детей склады­ваются в процессе освоения близлежащего пространства (кроватка, манеж, комната, детская площадка и т. п.), поэтому так важна организация предметной среды. Ори­ентировочные реакции возникают у ребенка уже на пер­вом месяце жизни и являются объективным условием его полноценного развития. Взрослые замечают, как день за днем меняется выражение глаз младенца, с каким упор­ством и настойчивостью тянется он ко всему, что при­влекает его внимание, хотя и не может выразить свое же­лание.

Первый год жизни — это подготовительный этап в раз­витии речевых возможностей ребенка: в этот период фор­мируются голосовые реакции и речевой слух. [25]

Развитие речи тесно связано с освоением окружающе­го мира. Речевая активность ребенка проявляется на фо­не совершенствования его зрительных и слуховых ори­ентировочных реакций, эмоциональных контактов со взрослым, усиления двигательной активности. Для вы­работки зрительных и слуховых реакций в первые три месяца следует, ласково разговаривая с малышом, доби­ваться, чтобы он сосредоточил свой взгляд на лице взрослого или на предмете, издающем звук. Постепенно раз­вивается эмоционально-выразительное поведение (ком­плекс оживления): ребенок совершает движения руками и ногами, улыбается и произносит гортанные звуки (гу­канье: «гы», «кхы»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11