В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Логопед должен отмечать успешность выполнения заданий каждым ребенком, выяснять, в какой сфере он более успешен, а в какой — менее, и в зависимости от выявленного «профиля развития» конкретного ученика строить индивидуальный план занятий по данной программе. Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.
В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам:
I. Моторное развитие.
II. Восприятие.
III.Внимание и память.
IV.Формирование пространственных представлений.
V. Критичность, контроль, программирование психической деятельности.
VI. Развитие мышления.
Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом [31] .
Заключение
Недостатки развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности детей, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций), но применение их ограничено.
У детей с задержкой речевого развития отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы часто используются для закрепления пройденного [18].
В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности у детей с задержкой развития. Они не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у детей с задержкой речевого развития связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.
Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения выбирается те или иные методы для конкретного занятия [18].
Список литературы:
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1997.
2. Белякова Л. К, Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.
4. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. — М., 1990.


