Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Страница 7

5. Выловить игрушку из воды сачком.

Попытки достать предмет руками пресекаются.

6. Достать шарик из банки черпаком.

При выполнении задания дети в основном действовали самостоятельно, иногда задавали вопросы.

В процессе выполнения действий детьми экспериментатор иногда подкреплял их действия словами: «Возьми игрушку», «Достань игрушку» и др., некоторым детям повторял инструкцию. Необходимо отметить, что при нерешительных действиях с предметами-заместителями в экспериментальных ситуациях, особенно после неудачной попытки выполнения задания, необходимо было оказывать поддержку и давать указания.

При анализе действий детей обращалось внимание на ориентировку в предметной ситуации; операторные действия (т. е. действия, которые соответствуют поставленной задаче и имеющимся средствам, например, какие операции совершают при вылавливании игрушки сачком, соответствуют ли они адекватным действиям с сачком или ребенок отказывается доставать игрушку сачком и достает игрушку рукой и т. д.)

2.2. Результаты констатирующего эксперимента

Обобщая результаты проведенных нами экспериментов, сделаем следующие выводы.

Несмотря на то, что эксперимент должен был осуществляться ребенком совершенно самостоятельно, для детей, особенно обладающих нерешительным характером, были необходимы дополнительные указания.

По результатам исследования было выявлено, что дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель (достать предмет). Но при этом иногда возникают проблемы в представлении детьми системы действий, которая должна привести к осуществлению поставленной цели. Чаше всего обследование осуществляется с помощью пробующих и поисковых действий.

Оперативные действия некоторых детей не соответствовали поставленной задачей и имеющимся средствам (например, совершаемые операции при вылавливании игрушки сачком у некоторых детей не соответствуют адекватным действиям с сачком; предпринимают попытки доставать предметы руками).

В ходе эксперимента повысился уровень ориентировке детей в предметной ситуации, что следует из того, что в каждом следующем задании ребенок увереннее справлялся с задачей. Результаты экспериментаторов показали, что дети проявили высокую активность при выполнении задания и после выполнения пробующих действий выполнили задание.

1. Булхов Вова

Тянет за одну веревку, смотрит. Сосредоточен. Смотрит на экспериментатора, на кольцо. - Тянет вторую. Берет нужную, достает.

Смотрит, пожимает плечами. Тянет веревку и снимает со стержня. Второй раз тоже снимает. Пытается рукой дотянуться. Третий раз получается. Смотрит на игрушку, играется.

Пытается достать рукой. Не получается. Увидел палку, но не берет. Опять рукой - Не могу достать.

Взял палку. Выполняет сразу.

Берет трубку. Осматривает ее.

Не могу.

Пытается руками. Обращает внимание на палку. Заглядывает внутрь трубки. Берет неуверенно палку. Протыкает. Очень доволен.

Подходит к тазу. Пытается рукой. Экспериментатор останавливает. Берет сачок. Достает игрушку. Доволен.

Посмотрел на банку, потом на стул. Взял черпак. Играется с ним. Достает черпаком. Доволен.

2. Гордеева Маша

Тянет любую веревку. Почти не смотрит. Достала кольцо, дернув очередной раз за следующую веревку.

Потянула веревку. До конца не достала тележку. Попыталась еще раз. С заданием справилась.

Встает. Рывком достает стоя. Экспериментатор останавливает. Повторяет задачу. Девочка замечает палку. Смотрит на нее, но не берет. Не пытается достать. Потерян интерес. Задание не выполнено.

Смотрит на экспериментатора. Не решается взять трубку. Часто отвлекается. Ничего не предпринимает. Молчит. Задание не выполнено.

Задание не выполняет. Молчит. Несколько настороженна.

Сначала пытается рукой. Экспериментатор останавливает. Берет нерешительно черпак. Достает шарик (движения не точны, координация нарушена).

3. Полухин Антон

Пытается встать. Экспериментатор останавливает. Берет тесьму. Потом другую. Достает. Улыбается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11