Отклонения в развитии ребенка возникают в процессе внутриутробного развития, во время родов, в период послеродового развития или в результате действия наследственных факторов.
Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным факторам в период от 3 до 10 недель внутриутробного развития. Если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития. [26]
Факторы, неблагоприятно влияющие в период беременности: резус-несовместимость крови матери и плода, интоксикация, токсикозы, нарушение обмена веществ, инфекции, гипоксия плода, воздействие химических веществ, лекарственных препаратов, радиации, употребление алкоголя, наркотических веществ, вредные излучения, механические повреждения.
В период родов: обвитие пуповиной, асфиксия (кислородная недостаточность, удушье), затяжные или стремительные роды, родовспоможение, родовая травма.
К врожденным нарушениям относятся наследственные генетические поражения (синдром Дауна, дефекты зрительного и слухового анализаторов и др.).
Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний: менингита, энцефалита, полиомиелита, гриппа, кори. Неблагоприятно влияют черепно-мозговые травмы (ушибы, сотрясения). [26]
Признаки благополучного развития речи у ребенка
· Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
· У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
· Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
· Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
· Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
· Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
· Ребенок развивается с задержкой.
· Ребенок перенес тяжелые заболевания.
· У ребенка есть неврологические заболевания.
· Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
· Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
· Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
· Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
· Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
· Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. [8]
Мледенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речью. При этом большую роль играет языко-рече-мыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих [10].
Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-рече-мыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки; б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.


