Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Страница 4

В конце первого года жизни общение с взрослым на­чинает носить «деловой» характер. Оно возникает в свя­зи с манипуляциями с игрушками (предметами), в про­цессе которых ребенок узнает и запоминает названия предметов.

Овладение речевыми навыками на первом году жизни зависит не только от самого органа слуха, сформирован­ное™ речевых зон в коре больших полушарий и артику­ляционного аппарата. Это зависит и от эмоционального состояния ребенка, адекватного удовлетворения его по­требности в движениях и познании окружающего (сенсомоторная активность). [14]

Овладение элементарными речевыми навыками связа­но с появлением чувственного опыта и протекает у раз­ных детей по-разному. Но и не владея речью, младенец все же стремится к общению всеми доступными для не­го средствами: выразительной мимикой, указательными жестами, «говорящими» взглядами на предметы. Мла­денцы также чувствительны и к мимике взрослого, к выра­жению его лица. Эти доречевые формы общения играют большую роль в познании окружающего и возникнове­нии речи.

У ребенка в конце первого года жизни и на втором го­ду должна возникнуть потребность спрашивать. Но первые вопросы он слышит от взрослого: «Где? Это что? Что там? Что ты хочешь?» и т.д. Они входят в жизнь малы­ша очень рано при повседневном общении с взрослыми, побуждающими его что-то рассмотреть, за чем-то пона­блюдать, что-то сделать.

Постепенно в речевой план начинает переводиться вся информация об окружающем, полученная ребенком на чувственном уровне.

Русский ученый И. М. Сеченов писал, что вооружен­ный умением смотреть, слушать, осязать, ходить иуп­равлять движениями рук, ребенок вступает в эпоху бо­лее свободного и самостоятельного общения с внешним миром. [20]

Итак, к 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этот возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда итого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).

Следует отмстить, что к 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков языка, кроме "Р" и шипящих и даже произносить все звуки. У никоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребенок заменяет шипящие и твердые шипящие звуки звуками ть, дь. Неправильное формирование отдельных звуков.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложении, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения. [25]

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, он нередко сопровождает тон действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат. [20]

1.2. Дети с задержкой речевого развития раннего возраста (от 0 до 3-х лет)

Под термином "задержка развития" понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации свойств организма. Задержка темпа может иметь обратимый характер. Причинами задержки развития могут быть конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы.[30]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11