Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Страница 3

Важно научить ребенка прислушиваться к звукам ре­чи. С этой целью взрослый не только разговаривает с ним, но и протяжно интонирует слова, фразы, декламирует или поет, а также использует музыкальные (металлофон, бубен, мерлитон, свирель, балалаечку и т.д.) и шумовые (погремушки, барабанчики, трещотки, кастаньеты и т. п.) инструменты.

Ребенок еще не способен воспринимать смысл слов, од­нако на определенные интонации он реагирует (веселый, ласковый тон вызывает улыбку), а очень скоро начина­ет их воспроизводить. [25]

Ввозрасте 3-6 месяцев дети значительную часть бодр­ствования заняты наблюдением за окружающим. Следо­вательно, перед взрослыми встают новые задачи. Необ­ходимо правильно организовать окружающую среду: подбирать различные по цвету, величине и звуковым свойствам предметы и игрушки. В 4-5 месяцев у ребен­ка появляются певучие гласные звуки: «а-а-а», «у-у-у», переходящие в «ау-ау-ау», «уа-уа-уа» или «вау-вау» и т.п., которые называются - гулением. В это же время ре­бенок начинает произносить звуки, чтобы привлечь к се­бе внимание, т. е. речевые навыки помогают ему всту­пить в контакт со взрослым.

Сделать общение с ребенком обоюдным, носящим дву­сторонний характер — основная задача взрослого на этом этапе. Что для этого нужно сделать? Прежде всего по­буждать ребенка к подражанию— одному из способов освоения нового. Взрослый произносит те звуки, которые малыш уже освоил, а затем умолкает, давая ему возмож­ность откликнуться, повторить. Между взрослым и ма­люткой возникает перекличка. [6]

Во время занятий надо позаботиться о том, чтобы ре­бенок хорошо видел лицо говорящего и его артикуляцию.

В 5-6 месяцев младенец свободно берет игрушку или небольшой предмет из любых позиций, поэтому речевые занятия сочетаются с двигательными. Взрослый показы­вает игрушку (предмет) и протяжно называет его («за-а-ай-чи-и-к»). Занятие организуют так: в первой его части занимаются формированием звукопроизношения, а во вто­рой — внимание ребенка переключают на игрушку (пред­мет): помещают ее в поле его зрения, называют, показы­вают, что с ней можно делать. [6]

В 5-6 месяцев у младенца появляется лепет: «ба-ба-ба», «ва-ва-ва», «ди-ди-ди» и т.п. Речь начинает выпол­нять элементарную познавательную функцию. Показы­вая, как кукла пляшет, взрослый выразительно произносит: «Ля-ля-ля!». Если она падает, он говорит: «Бах-бах!», го­лосом передавая внезапность падения и сочувствие к кук­ле: «Ляле бо-бо! Ляля а-а-а!» (кукла упала, ей больно, она плачет, ее надо пожалеть).

Если ребенок повторил слог, необходимо поощрить его (улыбнуться, погладить) и с радостной интонацией по­вторить слог, закрепляя достигнутое. В конце занятия можно высказать словесное одобрение, но в момент пе­реклички не следует отвлекать слуховое внимание посто­ронними звуками речи.

Во втором полугодии (от 5-6 до 9-10месяцев) педагог, развивая лепет ребенка, ставит задачу научить его пони­мать речь. С этой целью он говорит, подражая ребенку, т. е. употребляя лепетные слова. При произнесении зву­косочетаний «ма-ма», «па-па», «ба-ба» указывают на то­го, кого так называют (уточку называют «та-га», собач­ку — «ав-ав», курочку — «ко-ко», мяч — «бом-бом», часы — «тик-так» и т.п.). После 6 месяцев ребенок ус­ваивает указательный жест и на вопросы типа «Где тик-так?» поворачивается в сторону часов и указывает на них. Так постепенно расширяется опыт практического освое­ния ближайшего пространства и мира предметов. [12]

В возрасте от 9-10до 12 месяцев младенец, овладевая навыком речевого подражания, начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре. Это важная веха в развитии речи и мыш­ления малыша. Навык еще не развит, но важно само его возникновение.

К году в активном словаре ребенка имеется около 10 простых слов, а в пассивном — в 5-6 раз больше. Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность. Заня­тия с предметами способствуют более высокому уровню обобщения, со словом начинает связываться не отдель­ный конкретный предмет, но и группа предметов с еди­ной функцией. Например, малыш начинает понимать, что слово «туфли» относится и к его маленьким туфелькам, и к туфлям его мамы. Этот уровень обобщения будет ин­тенсивно развиваться на втором году жизни ребенка. [16]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11