Психодиагностика агрессии
Страница 7

В середине ХХ века в мировой психодиагностике сформулированы основные подходы, была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (шкала Роршаха, тест тематической апперцепции, опросник «шестнадцать личностных факторов» и пр.). В контексте данной работы важно отметить, что как раз в это время разработаны два наиболее известных и популярных теста на агрессивность личности (как внутреннее качество этой личности) и, собственно агрессию, как характеристику поведения личности. Это метод рисуночной фрустрации по Розенцвейгу и предложенная Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году проективная методика, известная как "Hand Test" или тест руки.

Стимулом дальнейшего развития психодиагностики и психометрии послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что ситуационными , а не индивидуально - психологическими различиями, на которые прежде всего была нацелена психодиагностика, объясняется вариативность поведения. Это во многом спорный подход, однако большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально - психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных, нежели имеющиеся сегодня.

Точная психодиагностика в любом эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости тех или иных психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности эмоционального статуса человека (агрессивности) и его поведения (агрессия), относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика соответствующих свойств и качеств, ориентированных, во-первых, на прямое доказательство их существования, во-вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в-третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных параметров, которые фигурируют в гипотезе.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности личности или группы лиц.

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что современная психодиагностика является одной из основных и наиболее перспективных форм практического приложения профессиональных возможностей психологов. Методики психодиагностики ныне широко внедряются в профессиональный отбор и расстановку кадров, для контроля психического развития личности (с целью возможно более ранней коррекции патологий), для оптимизации процесса обучения, прогнозирования поведения, изучения личности в медицинских и экспертных целях. Особую актуальность приобретает широкое внедрение психодиагностических и психометрических исследований в сферу образования. Последнее время эти дисциплины все теснее взаимодействуют с педагогикой и взаимно обогащают друг друга. Так, если педагогика позволяет расширить и углубить концептуальную базу психодиагностики (например, четко ответить на вопрос, что же надо измерять и исследовать, чтобы решать проблемы, связанные с понятием «детская и подростковая агрессия»), то психодиагностика вооружает педагогику мощным методическим аппаратом, подкрепленным арсеналом математической статистики и факторного анализа, что способствует превращения педагогики в «точную» науку. Можно с уверенностью сказать, что за этой областью психологической науки большое будущее.

5. Психодиагностика и психометрия в изучении агрессии.

Неустранимой методологической трудностью при изучении агрессивного поведения людей является то, что такое поведение само по себе опасно. Исследователь должен изучать агрессию так, чтобы при этом не провоцировать причинение вреда и ущерба. Здесь на помощь приходят психодиагностические методы, которые, к тому же, позволяют хоть, сколько - нибудь формализировать изучаемое явление, объектировать его, выразить численно и тем самым сделать доступным применение мощного аппарата матстатистики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12