Нравственно–богословское осмысление ряда феноменов психологии личности
Страница 11

Из анализа данных, приведенных в табл. 4 можно сделать несколько обобщающих суждений.

В области экзегезы (на примере рассмотрения искушений Господа в пустыне).

Искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне описаны у трех евангелистов: Мф. 4: 1–11; Мк. 1: 12,13; Лк. 4: 1–13.

Разница в описании искушений Господа у евангелистов Матфея и Луки заключается в последовательности изложения 2-го и 3-го искушений. Причем, по мнению епископа Кассиана (Безобразова)[28] порядок изложения у евангелиста Луки более предпочтителен, чем у евангелиста Матфея по двум основаниям:

Во–первых, евангелист Лука придерживался более точной хронологической по-

следовательности в изложении евангельской истории.

Во–вторых, изложение искушений у евангелиста Луки более последовательно с позиции развития греха: от более грубых искушений к более тонким и духовным.

Говоря об искушениях Господа в пустыне, необходимо помнить, что Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Именно как человек, одаренный свободною волею, Он мог подвергаться искушениям.

Обобщая взгляды толкователей Священного Писания на искушения Господа в пустыне[29] можно охарактеризовать их как:

1. Искушение хлебом (Мф. 4: 1–4; Лк. 1: 1–4)

– служение материальным ценностям, суть искушение похотью плоти.

2. Искушение властью (Мф. 4: 8–11; Лк. 1: 5–8)

– искание мирского могущества, пленение путем любостяжания,

властолюбия и корыстолюбия.

3. Искушение чудом (Мф. 4: 5–7; Лк. 1: 9–13)

– суть искушение духовной гордостью, пленение путем тщеславия.

Не трудно заметить, что первое искушение с психологической точки зрения в контексте нашего рассмотрения изменений в системе отношений является как бы базовым, определяющим логику дальнейших искушений. Именно в попущении этого искушения Себе Господь показывает нам важность отречения от благ материального мира в пользу духовной жизни.

Второе и третье искушения конкретизируют в каких именно вопросах (отношениях) эти изменения у нас должны произойти, а именно в области социального и материального отношения к условиям своего бытия. И в этом смысле абсолютно не имеет значения последовательность этих искушений – они как бы равнопорядковы, любое из них, если ему поддастся, сводит на нет усилия по противодействию другому.

Следовательно, можно предположить, что евангелисты, в том числе и с этих позиций, не отдают предпочтения точности изложения последовательности второго и третьего искушений.

С позиции психологии отношений и в контексте рассматриваемой нами методики оценки делового потенциала отметим, что, при прочих равных условиях, именно изменения в системе отношений по социальной и материальной составляющих являются обязательными для всех рассматриваемых нами психологических феноменов (см. табл. 4, первый столбец).

В области духовно–нравственной (на примере рассмотрения человека, имеющего хорошо развитые управленческие умения).

Не трудно заметить (см. табл. 4), что в случае принятия православной веры взрослым человеком, имеющим до этого хороший деловой потенциал, его уровень деловых качеств будет падать. Основанием для подобного суждения служат возникающие у человека изменения в ранее отлаженной системе отношений:

§ по феномену восприятия – начинает привыкать к мысли о пагубности обращения пристального внимания на свое материальное положение;

§ по феномену направленности – перестает дорожить своим материальным положением;

§ по феномену темперамента – меняется динамика отношения к социальным и материальным условиям своего бытия;

§ по феномену опыта – пути и реальные средства повышения материального благосостояния перестают им реализовываться;

§ по феномену мышления – перестают беспокоить мысли о своем материальном положении;

§ по феномену воли – человек не стремится прикладывать усилия, чтобы улучшить свой социальный статус и (или) свое материальное положение.

Принятие человеком этих новых отношений, естественно, влечет за собой изменения в т.н. его личностных профилях человека, в его индивидуально–психологических особенностях, что в свою очередь делает в целом систему отношений этого человека отличной от той, которая позволяла ему эффективно реализовывать функциональную задачу «оказание влияния на ситуацию или конкретное лицо».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16