Нравственно–богословское осмысление ряда феноменов психологии личности
Страница 8

Опираясь на утверждение свт. Феофана Затворника о том, что «если центр существа человеческого есть сердце, то им он входит в связь со всем существующим. В этих двух отношениях и надобно определять разные состояния сердца, то – есть, как центра сил и как точки соприкосновения со всем сущим вне нас»[23], мы находим понимание того, что именно при оценке внешних проявлений свойств психики возможно наиболее адекватное отслеживание внешним наблюдателем проявлений эмоциональной составляющей сил естества человеческого у оцениваемого.

Следовательно, приведенные утверждения о месте и значении сил чувствующих (сердца) и эмоций позволяют нам с достаточной долей уверенности утверждать, что как осуществленный факторный анализ выявленных через призму системы отношений некоторых аспектов проявлений индивидуально–психологических особенностей человека, так и собственно результаты первичной его психологической интерпретации вписываются в парадигму их нравственно–богословского осмысления.

Приведем краткие результаты сопоставительного анализа восьми использованных при разработке методики оценки делового потенциала социально–психологи-ческих образований с конкретными проявлениями сил естества человеческого на их телесно–душевных уровнях:

§ восприятие, как социально–психологическое образование может быть использовано для характеристики сил познавательных и чувствующих на их телесном уровне;

§ память, как социально–психологическое свойство не может рассматриваться в качестве социально–психологического образования, с помощью которого можно было бы более или менее адекватно подойти к описанию памяти как составного элемента сил познающих на их телесном уровне;

§ мышление, как социально-психологическое образование может быть рассмотрено в качестве психологической категории, описывающей деятельность рассудка;

§ апперцептивная характеристика как социально-психологическое образование выступает в качестве базисной при описании логики деятельности мышления;

§ для внешнего проявления свойств психики интенциональная составляющая направленности и выше рассмотренная апперцептивная характеристика содержательно участвуют в описании способностей низших пожеланий. В логике же рассмотрения сущностной составляющей свойств психики интенциональная составляющая направленности совместно с динамической характеристикой могут быть использованы в описании сил деятельных на их телесном уровне;

§ генеративная характеристика как социально–психологическое свойство в контексте своей тормозной функции составляет основу самоконтроля человека и является выражением деятельности воли как деятельной силы, проявляющейся на душевном уровне;

§ аффективная характеристика как социально–психологическое свойство не может быть использована для непосредственного описания сил чувствующих, т.к. фактически мы проводили «замеры» выражения эмоций, т.е. изучали экспрессию;

§ общая психическая активность человека вполне вписывается в логику деятельности сил познавательных на их телесном уровне. Компонент темперамента «эмоциональность» может использоваться для характеристики сил чувствующих на их телесном уровне.

Как не трудно заметить, указанные психические феномены в своей социально–психологической описательной части не полностью тождественны богословским характеристикам проявлений сил естества человеческого на их телесном и душевном уровнях. На подобное не строгое соответствие с характером проявлений сил естества человеческого на их телесно–душевном уровнях указывалось нами выше и по отношению к выявленным нами факторам первого и второго порядка. Естественно, и мы повторим это еще раз, такое соотношение обусловлено многогранностью проявлений индивидуально–психологических особенностей человека и возможностью рассмотрения этих особенностей под разными углами зрения, исходя из потребностей и целей того или иного исследования. В нашем же случае особое значение приобретает и невозможность достижения терминологического тождества понятий секулярной психологии с нравственно–богословской терминологией. В светской отечественной психологической науке до сих пор человек – это, прежде всего, овеществленное понятие. Отсюда и вещественный оттенок в описании психических феноменов в секулярной психологии. Однако, как метко заметил иерей Вадим Леонов (клирик храма св. вмц. Екатерины на Всполье, г. Москва): «"Вещественность" и "сущность" – это взаимосвязанные, но нетождественные понятия, а иногда и автономные; например: Бог есть сущность, но абсолютно чужд вещественности»[24]. Следовательно, основания для возможного методологического единства в терминологической области могут возникнуть только после того, как будет сформулировано богословское понятие о «вещественности» и показано его соотношение с богословскими понятиями «сущность», «природа», т.е. с теми категориями, которыми оперирует нравственное богословие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16