Тем не менее, подчеркнем, что хотя и в первом приближении, но мы можем использовать результаты экспериментальной психологии в целом и практических исследований в области психологии отношений в частности.
Так, на наш взгляд, представляет определенный интерес (для самого человека, для молодого священника, для социального педагога и для психолога–консультанта) особенности влияния изменений в системе отношений воцерковляющегося взрослого человека на характер проявлений его индивидуально–психологических особенностей.
Проведенное исследование влияния изменений в системе отношений воцерковляющегося взрослого человека на характер проявлений его деловых качеств базируется на данных о том, что определенной эффективности выполнения человеком функциональных задач в сфере общения соответствуют строго заданные т.н. личностные профили его индивидуально–психологических особенностей. Эти закономерности были установлены нами при разработке в 1993–1998 годах методики оценки делового потенциала человека и подтверждены в процессе активного использования этой методики в последующие годы[25].
В контексте нашего рассмотрения наиболее важной представляется функциональная задача «оказание влияния на ситуацию или конкретное лицо», т.к. истинный христианин должен уметь с кротостью (Еф. 4: 2; Гал. 6: 1) вразумлять братьев и сестер по вере, укреплять их. Так, свт. Феофан Затворник пишет: «Мы все взаимно соединены, чтобы взаимно учить друг друга … заметив что в другом особенно для
него опасное, всячески попекись остепенить его и образумить как можешь»[26].
Обобщенные результаты исследования по изменению системы отношений в контексте заданной функциональной задачи даны в табл. 4. В столбце 2 приведены усредненные характеристики системы отношений (к себе, к окружающим, к делу, к социальным условиям своего бытия и материальным условиям своего бытия) по сущностной составляющей свойств психики, позволяющих светскому человеку эффективно выполнять как в простых, так и в экстремальных ситуациях функциональную задачу по оказанию влияния на ситуацию или человека. В столбце 3 – для конкретных неприемлемых для православного человека вариаций отношений указаны необходимые изменения в них, позволяющие христианину сохранить свои способности по эффективному воздействию на ситуацию или конкретное лицо.
Таблица 4
Изменение системы отношений по психическим феноменам
|
ФЕНО-МЕН |
система отношений светского человека | ОСОБЕНнОСТИ отношений ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО |
|
1 |
2 | 3 |
|
ВОСПРИЯТИЕ |
Довольно скрупулезно подходит к изучению себя | нет особенностей |
|
Довольно скрупулезно изучает окружающих | нет особенностей | |
|
Не скрупулезно, но вникает в суть новой работы | нет особенностей | |
|
Довольно скрупулезно вникает в свои обязанности | Сверхскрупулезно, всесторонне | |
|
Пристальное внимание на материальное положение | Мало или совсем не обращает | |
| НАПРАВЛЕН-НОСТЬ |
Равно соблюдает свои и общественные интересы | нет особенностей |
|
Поступается своими интересами ради других людей | нет особенностей | |
|
Равно учитывает личные и служебные интересы | Личные – суть духовные | |
|
Служебное положение пользует в интересах работы | нет особенностей | |
|
Дорожит своим материальным положением | Дорожит благодатью Божией |


